Герой Советского Союза Михаил Владимирович Борисов

Картинки по запросу "Михаиле Владимировиче Борисове""

 

Как давно Вы просто так, без цели, прогуливались по своему городу? Любовались извилистыми улицами, рассматривали мирное небо над головой? Мир… Для нашего поколения это данность. Мы не знали ужасов войны, не рисковали жизнью, не теряли родных. И всё это благодаря им, Солдатам Великой войны.

Каждый из них – герой. Каждый из них заслуживает нашей памяти и нашего уважения. К сожалению, не все имена и подвиги известны. Но те, что известны – вызывают восхищение.


Красавец-мужчина, подполковник, лётчик с храбрым сердцем… Это всё о моём земляке – Михаиле Владимировиче Борисове.

Его биография захватывает с первых строк. Чтобы поступить в аэроклуб, Михаил Владимирович собственноручно исправил свою дату рождения с августа на апрель. За хорошую учебу его хотели оставить инструктором в училище, но наш будущий герой в мае 1941 года поступил в Ейское военно-морское авиационное училище имени Сталина. Начал летать на СБ. А потом – война… Резко закончилась мирная жизнь.  Михаила Владимировича вместе с другими курсантами отвезли под Куйбышев на станцию Безенчук. Там начались интенсивные тренировки.

После окончания училища ему присвоили звание сержанта и отправили переучиваться на пикировщик Пе-2. Эти курсы окончились 13 августа 1943 года и Михаила Владимировича направили в 13-й двухмоторный истребительный полк Северного флота. Питание было плохое, физического здоровья не хватало для перенагрузок в воздухе. Экипажи падали… Потом пришёл приказ: «13-й истребительный полк переименовать во 2-й перегоночный полк самолетов». И всё изменилось : фронтовое питание, выслуга, как на фронте. Гоняли самолёты целый год. Михаил Владимирович перегнал 25 самолетов. Командующий Северного флота наградил его медалью «За боевые заслуги», должны были представить к Ордену Красной Звезды, но пришёл приказ – отправить на фронт, на Балтику, в 51-й полк минно-торпедный авиационный полк. После тренировки в сбрасывании торпед и бомбометании на учебном полигоне в Новой Ладоге Михаил Владимирович Борисов был назначен командиром звена и одновременно заместителем командира эскадрильи. Летал, как и весь полк, на "Бостоне".

Первый боевой вылет Михаил Владимирович совершил в сентябре 1944 года в паре с младшим лейтенантом Александром  Богачёвым. Пара атаковала вражеский корабль в Финском заливе. Атака прошла неудачно – торпеда, сброшенная Борисовым, утонула, а бомба, сброшенная топ-мачтовиком Богачёвым, не попала в корабль.

22 сентября 1944 года экипаж  Борисова, вылетев в группе командира полка майора Ситякова, в паре с младшим лейтенантом Богачёвым потопили вражеский транспорт водоизмещением 7000 тонн и сторожевик.


photo WWII Фото ВВС.

При повторном полете в тот же день майором Ситяковым, летчиками Борисовым, Богачёвым и Пудовым было уничтожено самое крупное судно из фашистского каравана – океанский теплоход водоизмещением 15000 тонн. Две торпеды и несколько бомб почти одновременно попали в теплоход, хотя корабли конвоя охраняли его. Не помогли и маневры капитана теплохода. Самолёты еще не вышли из зоны огня зенитной артиллерии, как последовали два мощных взрыва, и судно ушло на дно Балтики.

Вскоре после этого Михаилу Владимировичу Борисову было присвоено звание лейтенанта. Но путь к высокому званию Героя Советского Союза был не простой – каждый вылет мог быть последним.

Истребители не сбивали наших лётчиков, потому что было прикрытие  истребителями из 21-ого истребительного полка, потом пошли «яки» дальнего действия. Лётчики боялись зениток. Почему?

Вот один из примеров, приведённых самим Михаилом Владимировичем : «В октябре Мещерин повел девятку на Либаву. Они потеряли три самолета. Немцы не ожидали, что мы наберемся такого нахальства – на 30-ти метрах врываться в порт с бомбами и торпедами. Второй вылет, вторую девятку вел я. Страшно? Конечно, страшно было. Я пришел на свой аэродром на одном двигателе. Самолет был избит, черт знает как. После этого через полчаса еще один самолет пришел. И еще один самолет сел на озеро Папес, возле Паланги. Это было холодно, ледок был. Он приземлился на этом озере. Экипаж остался цел, а самолет погиб. Из девятки пришло 3 экипажа. 6 экипажей не вернулось. В этом вылете мы, пикировщики, истребители и штурмовики потеряли 56 самолетов! За один только вылет!».

Героем Советского Союза Михаил Владимирович Борисов стал только 6 марта 1945 года. Но и после получения столь долгожданного звания наш герой продолжал мужественно сражаться на воздушном фронте.

Картинки по запросу "Линкор «Шлезиен»"" 

Броненосец-линкор SMS Schlesien

 

Вылет на линкор «Шлезиен» 4 мая 1945 года стал ещё одной яркой и героической страницей в жизни Михаила Владимировича.

С дистанции 4-5 километров по команде с самолета управления звенья старших лейтенантов Фоменко и Борисова легли на боевой курс атаки. Топ-мачтовики развили максимальную скорость и с дистанции 250 - 300 метров сбросили бомбы. Торпедоносцы пустили торпеды по цели с дистанции 800 - 1000 метров и направились в зону сбора. Самолёты полка в общей сложности сбросили за день 41 авиабомбу крупного калибра и четыре торпеды. Линкор «Шлезиен» был потоплен торпедой и шестью бомбами. Кроме него, были потоплены крейсер «Принц Ойген» и несколько других кораблей и транспортов.




После окончания Великой Отечественной войны Михаил Владимирович Борисов продолжил службу в ВВС.  И только в 1960-м году, в звании подполковника, он ушёл в запас. С 1966 года жил в Ялте. Работал начальником штаба гражданской обороны, руководителем предприятий сферы обслуживания. Вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

К великому сожалению, Михаила Владимировича не стало 16 апреля 2012 года, в его восемьдесят девятый день рождения. Он прошёл войну, пережил смерть товарищей, при этом не получая письма от родных – они оказались на оккупированной территории. Но он выстоял. Он верил в себя и в свои силы, верил, что всё это когда-нибудь закончится и никогда больше не повторится…

Спасибо

 

Самая секретная секретность. СССР. 1990 год

Судя по  рассказу, во времена СССР  автор   служил  командиром  БГК – большого гидрографического катера.

Однажды, ещё в советском 1990-м году, этому катеру  БГК  приказали обеспечить проводку подводной лодки после её ремонта на заводе в Комсомольске-на-Амуре. То есть, надо было помочь вывести эту лодку по реке Амур в Татарский пролив. Это тот пролив, который между Сахалином и материком.
Отыскать исторически достоверные фотографии той операции мне не удалось по причине их сверхсекретности, поэтому покажу вам свежие, современные кадры, чтобы вы понимали, о чем идет речь.

 

 

У той проводки была одна особенность – подводную лодку буксиры тащили прямо в ремонтном доке. Скорее всего, из-за особенностей гидрографии реки Амур. Операция проходила в режиме строжайшей секретности и при полном охранном сопровождении. Субмарину в доке накрыли маскировочной сеткой. Родным, близким, соседям, женам и тем более любовницам нельзя было ничего рассказывать. В радиоэфире тоже царила максимальная секретность. Даже если бы вражьи уши и подслушали переговоры, то всё равно ничего бы не поняли – кто такая «Пустельга»? и почему она вдург запрашивает, где проходит «Свадьба»?

Кстати, флотские секретчики всегда обладали не только буйной фантазией, но еще и своеобразным чувством юмора. Я помню из своей практики примеры радиопозывных, услышав которые в смешных судорогах лежали все. Даже подслушивающие нас иноземные супостаты. А как можно было не смеяться, если слышишь в эфире: «Слива! Слива! Слива ответь! Я – Паштет!»…. Почему слива? Почему паштет? Короче, это загадка для Пентагона. Пусть там мучаются.

 

 


Так вот, тащили, значит по Амуру некую «Свадьбу». Впереди шел гидрограф с позывным «Пустельга», промерял глубины, следил за ветром и вез на своем борту высокое начальство – нескольких офицеров и человек десять штатских мореманов, причастных к военному флоту. Прошли славный городок Николаевск-на-Амуре. На его берег высыпали толпы людей: мужики, женщины с детьми, старики и старушки. Еще бы – такое событие в городе – по Амуру тащат секретный объект! Все глазели, но совершенно секретно! Одним глазком! Потому как это строжайшая тайна!

На самом выходе Амура в Татарский пролив на остром полуострове раскинулось село Нижнее Пронге. А там, в лабазе леспромхоза продавали «Приму» без талонов!

Вот написал эту фразу, и вдруг понял, что для молодого поколения она может являться полной загадкой. Ну, леспромхоз и лабаз – еще ничего, можно понять, а вот что такое «Прима» и почему она продавалась без каких-то талонов – это требует пояснения.

«Прима» - это популярные в Советском Союзе дешевые сигареты (как сейчас помню по 14 копеек), недорогие, но с неплохим табаком. В конце 80-х годов в Союзе в магазинах пропало всё курево, а то, что выбрасывалось на прилавки – то продавалось по талонам. С ограниченным количеством пачек в одни руки. Вот поэтому, как только важные пассажиры гидрографа узнали, что в селе Пронге можно разжиться «Примой»  БЕЗ талонов, то стали уговаривать командира оторваться от «Свадьбы» и быстренько смотаться в магазин. Командир  и сам понимал, что в талонное время пройти мимо,  – это большой грех...и глупость.

Вдруг там ещё какой-нибудь дефицит есть?

В обстановке строжайшей секретности причалили к берегу. Местным жителям на их вопросы ответили, что ловят рыбу. (Ага, офицеры в парадных мундирах, и штатские в костюмах и галстуках - они всегда так одеваются на рыбалку). Подошли к лабазу, а на его двери объявление аршинными буквами:

«Всем владельцам маломерных судов: такого-то числа в море не выходить! Будет происходить проводка атомной подводной лодки такого-то проекта».

И подпись – «Сельсовет».

Источник

Советские свадьбы: лица наших предков просто светятся благостью

Конечно, они все были разные. Но, с другой стороны, они все были очень похожи, и часто проходили как под копирку.  

 

 

Советские свадьбы условно можно было поделить на:

1. Комсомольские. Ударные стройки, новые города, БАМ. О таких свадьбах любили писать в советских журналах.

2. Деревенские. С массой всякого рода традиций и условностей, выкупами, ряженными, вывешиванием наутро грязной простыни…

3. Городские бедные

4. Городские “мещанские”

5. Городские “продвинутые”

Часто, свадьбы были эклектичны, происходило смешение стилей и нравов, что порой приводило к мордобою:

"...Потом у них была уха и заливные потроха,

Потом поймали жениха и долго били.

Потом пошли плясать в избе, потом дрались не по злобе

И все хорошее в себе доистребили..."  (Высоцкий)

 

2. Образцово-показательные свадьбы и сегодня многих прошибают на слезу умиления.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

Спасибо

Картина дня

))}
Loading...
наверх