На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Годы идут, но улыбка и глаза — те же: Юрий Соломин празднует 80-летний юбилей. Поздравляем!

In article 787853e4ad

Художественный руководитель Государственного академического Малого театра России, народный артист СССР Юрий Соломин.
© Илья Питалев/РИА Новости
 

18-го июня 1935-го года родился Юрий Соломин — Артист, прошедший путь от Адъютанта до Его превосходительства.

Рассказывать о Народном Артисте Юрии Соломине можно много — и по-разному. 80 лет — не шутка, а целая эпоха. В которую вместился даже пост Министра культуры страны — всего на пару лет, но тем не менее. А сколько ролей, сколько образов!..

Сам актёр главной страницей своей биографии — да что там страницей, толстой книгой! — назовёт, конечно же, Малый театр, художественным руководителем которого он является с 1988-го года. А пришёл он туда за тридцать лет до этого и сыграл на прославленной сцене Хлестакова и Фамусова, Войницкого и Тригорина, царя Фёдора Иоанновича и Федю Протасова, Сирано де Бержерака и Мольера… Жаль только, что в театр ходят относительно немногие, зато вот кино смотрят все — и надо быть совсем уж молодым человеком, чтобы не знать, кто такой Юрий Соломин.

На большом экране он дебютировал в 1960-м году — в производственной мелодраме Исидора Анненского «Бессонная ночь», где сыграл инженера портового города, поставленного руководить портальными и плавучими кранами. Спустя пять лет показал себя в политически важном образе Дмитрия Ульянова — в дилогии Марка Донского «Сердце матери» / «Верность матери», посвящённой семье, взрастившей и воспитавшей великого Ленина.

Кадр из фильма "Бессонная ночь"
Кадр из фильма "Бессонная ночь"

Но подлинная слава «накрыла» актёра в 35 лет благодаря экрану малому, телевизионному — когда в эфире прошёл пятисерийный фильм Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». Тогда разрешили говорить о «белых» и в положительном свете, и вдруг — к удивлению многих — оказалось, что за царя в гражданскую сражались и приличные люди. Других, напротив, поражало, как к «красным» попал столь образованный и вежливый кавалер, способный так органично влиться во вражеские ряды — и где подобных манер понабрался?.. Всех, впрочем, примиряла мягкая, но вовсе не вялая интонация повествования, в которой смертельная интрига уравновешивалась с простыми человеческими радостями. Капитан Павел Кольцов был решителен и смел, но главное — чист и благороден. Он не кривил душой, он верил в справедливость Идеи. В его искренность — при глазах-то и нежной улыбке Соломина! — невозможно было не поверить.

Кадр из фильма "Адъютант его превосходительства"
Кадр из фильма "Адъютант его превосходительства"

Сейчас, конечно, на этого «Адъютанта» смотрят уже с другой стороны: не за тех воевал, парень. Но сам фильм от смены правящего курса хуже не стал, напротив — обрёл какое-то новое измерение. И стоит как-нибудь только услышать: «Пал Андреич… Вы шпион?..» — хочется самому, вопреки картине, поправить: «Нет, разведчик».

Форма оказалась Соломину настолько к лицу, что с тех пор его только и звали, что играть чекистов, разведчиков, военных и прокуроров — людей, находящихся на ответственном и сопряжённом с опасностями посту. Таких, как майора Головко, «Инспектора уголовного розыска», задержавшего ограбивших сберкассу рецидивистов. Как чекиста Возницына, не побоявшегося противодействовать воровской банде врагов-дипломатов («Квартет Гварнери»). Как прокурора Измайлова, пошедшего против мафии, связанной с городской партячейкой («Сувенир для прокурора»). Как майора Звягинцева в посвящённой блокаде Ленинграда киноэпопее Михаила Ершова «Блокада» и как полковника КГБ Славина, предотвратившего организованный ЦРУ военный переворот в Африке в многосерийном шпионском детективе Владимира Фокина «ТАСС уполномочен заявить».

Кадр из фильма "Квартет Гварнери"
Кадр из фильма "Квартет Гварнери"

Но венцом этого образа (роли разные, а корень общий) стали две не самые большие, но несомненно значимые работы. В детской комедии «Утро без отметок» Соломин сыграл разведчика, приснившегося (!!!) шестилетнему мальчику (и верно, как ещё мог выглядеть разведчик во сне?). А спустя четверть века появился на телеэкране в «Исаеве» Сергея Урсуляка — как … папа тогда ещё молодого Штирлица. И это был не просто безупречный, а единственно возможный выбор.

В чём ещё была сила этих отважных героев: стальной блеск в их глазах не мог замаскировать главного — доброй души и нежного сердца. Персонажи Соломина были, безусловно, бойцами — но прожить с ними жизнь согласилась бы, наверное, любая женщина. Противясь общепринятому типу «героя-любовника» и не эксплуатируя злостно свои внешние данные, Соломин вместе с тем был, конечно, одним из самых привлекательных артистов отведённого ему времени; да почему «был» — он и сейчас молодец-красавец!

Сугубо «развлекательных» — без остросоциальной «начинки» — картин у него было немного, самые примечательные пришлись на вторую половину 1970-х. Это мелодрама «Мелодии белой ночи» Сергея Соловьёва, где он сыграл полюбившего японскую пианистку дирижёра. Поставленная Яном Фридом оперетта Иоганна Штрауса «Летучая мышь» про разгульного венского банкира, на пышном балу попадающего в расставленные собственной женой сети. И сказка Марка Захарова «Обыкновенное чудо» — пусть роль трактирщика небольшая и для сюжета, в принципе, второстепенная, зато прозвучавший там романс до сих пор порой звучит в телеэфире отдельным номером. Пел, правда, Соломин оба раза не своим голосом — да кто это заметит.

Кадр из фильма "Мелодии белой ночи"
Кадр из фильма "Мелодии белой ночи"

Да, «Обыкновенное чудо» помянуто нами скорее в виде исключения — странно было бы забыть настолько популярную картину. Но прочие роли, сыгранные юбиляром либо в ансамбле, либо на втором плане, мы всё же упустим: их много, они хороши, но даже в таких знаковых картинах как, допустим, «Школьный вальс» или «Хождение по мукам» Соломин не является единственной «держащей опорой». Хотя… Вот как пройти мимо «Красной палатки» Михаила Калатозова о неудачной экспедиции на Северный полюс?.. И что ж, что его персонаж — далеко не главный, зато какой фильм, какая за ним стоит необыкновенная история!.. Интересно, рассказали ли Шону Коннери, что вместе с ним в одной команде актёр, чьи герои вполне могли бы противостоять Джеймсу Бонду?.. И вспомнил ли он его, когда одна из следующих картин с участием Юрия Соломина получила «Оскар»?..

Кадр из фильма "Хождение по мукам"
Кадр из фильма "Хождение по мукам"

Фильм «Дерсу Узала» (1975) поставил великий — и это было очевидно уже тогда — Акира Куросава. Это был период, когда между СССР и Японией наводились кинематографические «мосты» — и упомянутые выше «Мелодии» Соловьёва были как раз частью этого дружеского культурного проекта. Хотя важнее политической составляющей для японского классика была любовь к произведениям исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева — в обращении к ним он видел прекрасную возможность свести воедино многие мотивы своего творчества, важные ему как художнику. «Мосфильм» с энтузиазмом откликнулся — тем более что советские чиновники закрыли глаза на тот факт, что эта повесть уже была экранизирована у нас всего несколько лет назад. Так мир увидел таёжного охотника, настоящего «природного» человека, понимающего бытие совсем не так, как воспринимают его нынешние городские жители. Соломин сыграл у Куросавы спутника и друга Дерсу Узалы — собственно автора, самого Арсеньева.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Проявил себя артист и по другую сторону камеры — дебютировав в качестве постановщика телевизионной лентой «Скандальное происшествие в Брикмилле» (1980) по пьесе Джона Бойнтона Пристли об управляющем банка, вдруг решившем изменить свою жизнь, а затем в трёх сериях «Берега его жизни» (1984) рассказав о судьбе путешественника Николая Миклухо-Маклая. К сожалению, и эти, и другие его режиссёрские работы сегодня вспоминаются редко.

Последняя по времени крупная работа юбиляра была вновь телевизионной — «Московская сага» по романам Василия Аксёнова впервые прошла по экранам десять лет назад. Соломин был центром масштабной, многофигурной композиции — хирургом Градовым, не только медицинским светилом, но и отцом большого семейства. Вообще, следует лишний раз заметить, что не у всех наших звёзд раньше складывались «романы» с ТВ — а у Соломина такой союз сложился более чем удачно.

In article 8de5e2d574
Кадр из «Московской саги»

Были роли и потом, но уже не такого размаха. Случилось, например, очередное обращение к чеховской «Чайке» — хотя по понятным причинам в экранизации Маргариты Тереховой актёра «понизили» из Тригорина до Сорина. Новому времени, как и советскому, также пригодилась его отменная выправка: в нулевых Соломин дважды сыграл Рокотова — генерал-лейтенанта, а затем просто генерала — в сериале «Родина ждёт» и его кинопродолжении «Непобедимый», появился в потенциальных, но не состоявшихся «блокбастерах» «Мальтийский крест» и «Кромовъ». Кстати, известно, что многие легенды нашего кино не приняли произошедшие в нём, в кинематографе, перемены — Соломин в этом плане оказался приятным исключением, показав, что востребованность для артиста выше иных мелочей. Да, фильмы стали не те — зато он остался прежним.

Малому театру необыкновенно повезло — иметь у руля такого капитана. Но и наше кино не осталось обделённым: Юрий Соломин отдал ему порядочно времени, подарив любящим его зрителям немало незабываемых минут, обернувшихся долгими приятными воспоминаниями. И пусть в его фильмографии не наберётся и пяти великих картин, любим он не за шедевры — а всё за те же глаза, всё за ту же улыбку. За способность так произнести самые простые, казалось бы, слова: «Остерегайся делать необдуманные поступки, за которые придётся тебе потом расплачиваться всю жизнь», — что их запоминаешь надолго.

 

Источник

Картина дня

наверх