Как жили советские школьники

 

школьники

Современные школьники – везунчики. Для них продаётся всё что душа пожелает: портфели и рюкзачки разных размеров и форм, яркие фломастеры, забавные ручки, точилки в виде зверушек и машинок, да и саму школьную форму можно подобрать удобную и модную. В нашем детстве все было по-другому. Но детство есть детство, и мы радовались тому, что у нас было: тетрадкам, обложкам для книг, счетным палочкам, трафаретам… И, сравнивая с современными атрибутами школы, вспоминаем их сейчас с улыбкой.

Дневник и промокашка

школьники

Тетрадки были простенькие, без рисунков и надписей.

На обратной стороне печатались правила поведения школьников, таблица умножения или, на худой конец, слова песен: “Взвейтесь кострами, синие ночи”, “День победы”, “Орленок”, “То березка, то рябина”, “С чего начинается Родина”, “Гимн СССР”. Тетрадки почему-то были грязно-грустных цветов: синие, розовые, зеленые, желтые. До сих пор для меня загадка, почему в тетрадках в клеточку не было полей? Их надо было самим чертить, причем обязательно красным карандашом, а не ручкой.

школьники

Какое-то время мы писали чернилами: сначала перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки (они стояли на каждой парте, и в них вечно плавали дохлые мошки). Каким бы ты аккуратистом-эквилибристом ни был, все же ты не мог избежать клякс на парте или в тетрадке. Позже палочки с пером заменили вечно протекающие автоматические чернильные ручки (с пипетками и резьбовые). Кстати, перьевые ручки можно было встретить на почте и в сберкассах еще в конце восьмидесятых, ими заполняли квитанции и писали тексты телеграмм.
Шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце 70-х годов. Конечно, это был прорыв, все дети необъятной Родины вздохнули с облегчением. И только сейчас понимаешь, что чернильная ручка – это дорого и стильно, а каллиграфия – это искусство, на котором японцы, например, до сих пор зарабатывают неплохие деньги.

школьники

Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке – промокашкой. Это совершенно замечательный предмет, ушедший в небытие вместе с чернильными ручками. И слово-то какое доброе – промокашка.
Розовый, голубой или сиреневый листик был всегда исписан и изрисован, да и вообще применений ему было куча: из промокашки делали классные самолетики, потому что бумага была легче, шпаргалки, и новогодние снежинки тоже отличные получались. А записочки девчонкам или мальчишкам! Они бесшумно попадали в “объект воздыханий”, в отличие от бумажных тяжелых листиков.
У мальчишек, как правило, этот листик быстро использовался, и не совсем по прямому назначению: ее жевали, чтобы через трубочку запустить шарик в соседа (соседку). Несчастные современные дети, чем же они плюются друг в друга?

Школьная форма

школьники

Если вы спросите у 40-летних женщин, какой цвет в одежде они не любят больше всего, 90% из них ответят: “Коричневый”. Виной тому советская школьная форма: платье жуткого коричневого цвета и черный фартук. До сих пор содрогаюсь при воспоминании о прикосновении этой колючей одежды (платье шилось из грубой шерсти) к телу. И заметьте, его носили круглогодично: осенью, зимой и весной. В этой одежде было холодно зимой и жарко весной. О какой гигиене может идти речь? Я помню, одно время продавались специальные вкладки с целлофаном, которые вшивались в подмышечную область платьев, чтобы не проступали белые соляные разводы от пота.
К коричневому платью полагалось носить черный фартук и коричневые (черные) бантики – то еще цветовое сочетание! В праздничный школьный комплект одежды входили белые фартук, колготки и бантики.

Чтобы хоть как-то разнообразить скучную форму, мамы и бабушки “отрывались” на воротничках и фартуках: их шили из тончайших кружев, импортного гипюра, вывязывали крючками, придумывали фасоны фартуков с “крылышками”, с оборочками и т.д. Иногда встречались просто шедевры швейного хэнд-мэйда. Девочки старались украсить школьную одежду как могли: прикалывали броши, делали аппликации из кожи, вшивали бусины (правда, строгие учителя заставляли все это великолепие убрать, они же линейкой вымеряли и длину платья от коленки до кромки – не дай бог выше на миллиметр, чем положено по инструкции Минобразования).

школьники

Некоторым родителям удавалось по блату достать “прибалтийскую” форму, она была приятного шоколадного цвета и шилась не из шерсти, а из какого-то мягкого материала. Справедливости ради отмечу, что советская форма шилась разных фасонов: использовались плиссированная юбка, защипы, складки и т.д. И все равно мы ненавидели форму, благо ее отменили в середине 80-х… Хотя сейчас иногда смотрю старые фотки и, сравнивая с нынешней школьной формой, думаю: а может, что-то и было в тех платьицах с фартучками? Стильное и благородное.

школьники

Воротнички надо было стирать и пришивать каждую неделю. Это, конечно, ужасно напрягало, но с высоты теперешнего ума понимаю – это был неплохой урок чистоплотности для девочек. Многие ли 10-12-летние девочки могут пришить себе пуговицу и постирать за собой белье?

Коржик

школьники

Но вот что было поистине прекрасным в те годы, так это молочные коржики в столовке! Янтарного цвета, ароматные, рассыпчатые! И очень демократичные по цене – всего 8 копеек.

школьники

Да, были и булочки с повидлом, маком, корицей, кексы, сметанники и ватрушки, но вспоминаются почему-то именно эти коржики.

Ранцы

школьники

Старшеклассники щеголяли с портфелями: черными или рыжими, а для учеников младших классов незаменимы были ранцы. Они изготавливались из вонючего кожзама, и кнопки-застежки в них сразу ломались. Но сами ранцы были невероятно прочными: на них катались с ледяных горок, сидя или на животе, ими дрались, их сбрасывали в кучу после уроков, когда надо было срочно собирать команду для игры в “казаков-разбойников”. А они ничего, жили и служили целый год.

Чехословацкие карандаши

школьники

Это сейчас простые карандаши (мягкие и твердые) можно купить в любом отделе канцтоваров, а тогда лучшими карандашами считались чехословацкие Koh-i-noor. Их привозили из-за границы или доставали по блату в универмаге. Делались они, между прочим, из калифорнийского кедра (во всяком случае раньше). Сколько же мы сточили за время учебы этих желтых палочек с золотыми буковками и с золотыми пимпочками на кончике!

Подставка для книг

школьники

Безусловно, удобная вещь, но очень тяжелая. Особенно для впереди сидящего ученика – если он крутился и мешал на уроке, получал по голове подставкой вместе с книгой.

Логарифмическая линейка

школьники

Этим гаджетом лично я пользоваться не умела, а вот для многих “ботаников” в те годы она была незаменима. В советское время, когда еще не было компьютеров, а первые электронные калькуляторы были диковинкой, математические расчеты выполнялись на нем. Линейки были разной длины (от 15 до 50-75 см), от нее зависела точность вычислений.
С помощью линейки можно было выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, вычисление логарифмов и работать с тригонометрическими функциями. Говорят, точность выполнения операций могла достигать 4-5 знаков после запятой!
Для меня все эти манипуляции с линейкой были делом очень сложным, но переоценить ее роль в жизни студентов-математиков тех лет невозможно. Недавно услышала от одной женщины, что муж ее научил пользоваться логарифмической линейкой для того, чтобы она вычисляла количество петель во время вязания. “Для меня и сегодня эта вещь незаменима в составлении различных пропорций”, – уверена женщина.

Точилки

школьники

Я не люблю точилки, в детстве меня папа научил гениально точить карандаши лезвием или острым ножом. Точилок в те времена было мало, да и точили они, как правило, жестоко. Пока добьешься “правильного” грифеля, карандаш закончится, исключение составлял лишь настольный механический приборчик для заточки карандашей.

Просто игрушка

школьники

Чего только не найдешь в портфеле-ранце школьника всех времен и народов! Но сегодня точно не увидишь вот такую смешную игрушку-жабку, с которой носились на переменках и в продленке.

школьники

У каждого из нас свои воспоминания о том времени – светлые и не очень. 

 

Источник

Женщина-инвалид Лиза Новикова, которая смогла пробиться на сцену и теперь у нее уже миллионы поклонников

 

Роскошное меццо-сопрано, полные залы и поклонники. А ведь всего этого могло и не быть: Елизавета Новикова из Петербурга стала певицей, несмотря на диагноз. Близкие отказались отдавать Лизу в интернат, верили в ее талант, и теперь все больше слушателей приходят в восторг от ее способностей.

Женщина-инвалид с диагнозом «расстройство интеллектуального развития» или «олигофрения» собирает в Санкт-Петербурге полные залы. Голос "не режет уши" как бывает когда слушаешь некоторых профессиональных исполнителей.

 У Елизаветы Новиковой уже есть клуб поклонников. Несмотря на диагноз, она стала оперной певицей, и ее голосом восхищаются профессионалы. 

Когда Лариса Новикова рассказывает о достижениях дочери, прямо-таки расцветает: вот фотографии с концерта в Пушкине, а это Дом ученых, шведская кирха, прослушивание в консерватории.

Сама Лиза отворачивается от камеры, закрываясь нотами. Люди с ее диагнозом бывают замкнуты и импульсивны. Кадры ее репетициивзорвали интернет: пользователи пересылают друг другу выступления необычной певицы Елизаветы Новиковой. Видео выложил ее брат Антон.

***

 

Петь я начала рано. Еще в детстве мне подыгрывал на пианино старший брат Антон, иногда дедушка, а я пела. Играть на пианино сама я не умею, меня пытались научить – не вышло. Но родные говорят, что голос у меня всегда был хороший.

Об открытии способностей

Я училась в коррекционной школе, но не закончила ее, потому что программа оказалась сложной. Много лет я просто работала, творчеством не занималась. А потом мама меня привела на занятие в социальное общество. Там мне понравилось: мы мастерили разные поделки. Среди учителей была девушка, которая занималась вокалом. Она согласилась послушать, как я пою. Ей очень понравилось, потом она начала меня обучать. А потом, когда она ушла с этой работы, мама стала мне искать нового учителя. Педагог, который меня учит сейчас, очень хорошая: это одна из солисток Мариинского театра.


О педагоге

Мой нынешний педагог по вокалу до меня не работала с новичками. У меня ведь нет образования, но все решило прослушивание, которое мне устроили. Она меня послушала и сказала, что ей нравится. Я уважаю мнение моего педагога, у нас хорошие отношения. Она мне очень многое дает, развивает меня. Я хорошо чувствую настроение учителя, когда ей нравится, как я пою, а когда нет.


О первом концерте

К первому концерту мы готовились года два: нужно было собрать песни, выучить их. Первый концерт был скромный, всего четыре песни, а из слушателей – знакомые, человек десять. Я не волновалась, потому что, когда пела, в зал не смотрела. Но всем очень понравилось! Поэтому мы решили продолжать мои занятия пением. Мой племянник сказал своему отцу (моему брату Антону), что он влюбился в меня после этого концерта. Такая похвала очень приятна!


О пении

Я очень ответственно отношусь к пению, учу тексты и партитуры. Читать я умею, а партитуры не понимаю, поэтому тоже учу их наизусть.

Сначала я не очень любила петь перед публикой. А потом, когда поняла, что людям нравится, как я пою, и мне понравилось. Потом я стала привыкать к людям в зале, научилась кланяться и принимать аплодисменты. После концерта у меня всегда хорошее настроение. Но мне слава не нужна.

Я люблю, когда мне после концерта дарят цветы. Все забираю домой, меняю им воду.

 

О пении

Я очень ответственно отношусь к пению, учу тексты и партитуры. Читать я умею, а партитуры не понимаю, поэтому тоже учу их наизусть.

Сначала я не очень любила петь перед публикой. А потом, когда поняла, что людям нравится, как я пою, и мне понравилось. Потом я стала привыкать к людям в зале, научилась кланяться и принимать аплодисменты. После концерта у меня всегда хорошее настроение. Но мне слава не нужна.

Я люблю, когда мне после концерта дарят цветы. Все забираю домой, меняю им воду.

 




О подготовке к выступлениям

К концерту я готовлюсь около двух месяцев. Я люблю сама выбирать песни, но всегда слушаю советы моего педагога по вокалу. На последнем концерте я пела сложные произведения, которые даже могут петь не все профессиональные певцы. Так сказала мой педагог.

Концерты проходят в музеях и в здании Шведской церкви на Малой Конюшенной. Еще я два раза пела на концерте к 9 Мая. Бывают выездные концерты, раз я выступала в Доме ученых. Хотим провести концерт в Москве, там тоже, оказывается, есть люди, которые меня слушают. Но когда это произойдет – не знаю.

На концерты ходит много знакомых, есть люди, которые пришли меня послушать случайно, но им понравилось, и они теперь не пропускают мои выступления. Мы никогда не знаем, сколько будет зрителей, иногда не хватает стульев: приходит от 50 и больше человек. Концерты у меня бесплатные.


О выборе произведений

Я люблю классические произведения. Стихи нравятся Пушкина, Лермонтова, а музыка – Чайковского, Даргомыжского. Я пою и песни из оперетт, но мне они не очень нравятся, потому что они легкомысленные. К 9 Мая меня уговаривают включить в программу песни военных лет, но я пока думаю.


О костюмах для выступлений

Костюмы для выступлений я выбираю сама. Мне мама многое советует, но я не всегда ее слушаюсь. Я люблю что-то придумывать для своего образа. Например, одна их моих поклонниц подарила мне свою старую шубу, которую можно было распороть и использовать для каких-то мелких вещей. Так у меня получился необычный аксессуар, что-то вроде мехового манто, только я ношу его, накидывая на одно плечо. Меня родные отговаривали выходить в таком образе на сцену, но я считаю, что это красиво!


О работе

Я работала у моего брата: мне доверяли выкладывать на продажу кондитерские изделия, ездить на закупки товара, присматривать за товаром. Брат меня хвалил, говорил, что я очень ответственная. Потом я работала дворником в нашем ТСЖ. Вставала рано, в пять утра, шла на работу, все делала, а потом возвращалась домой. Сейчас я не работаю, только пою. Кстати, руководитель нашего ТСЖ, где я раньше работала, не пропускает ни одного моего концерта. Всегда приходит с цветами и сидит на втором ряду.


Об увлечениях

Я сильно люблю актера Сергея Безрукова. Слежу за его творчеством, собираю публикации, которые нахожу в Интернете. Я никогда не пропускаю его выступления в театре. Я люблю театр. Раньше я ходила на спектакли только с мамой, а сейчас стала сама покупать билеты, не только на спектакли с Сергеем Безруковым. Мне нравятся разные постановки.

Я люблю украшения, бижутерию. Как только получаю пенсию, так сразу иду за обновками. Люблю делать к праздникам подарки моим родным. Выбираю долго, хочется, чтобы подарок понравился. Всегда учитываю интересы того, кому предназначен подарок. Например, брату Антону всегда дарю авторучки. Кино люблю смотреть художественное, больше всего нравятся отечественные фильмы, например, «Гардемарины, вперед!». Люблю и много читаю про царскую семью. Это особая для меня тема.

 


О семье


Я очень люблю маму. Она мой друг. У нас хорошая семья, дружная. Я люблю своих братьев, отчима, отца. Я очень любила бабушку, которая меня воспитывала, но она рано умерла, в 1995 году. Я ее часто вспоминаю, скучаю по ней. Это моя самая большая утрата в жизни.

Спасибо

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх