На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Конец «Тотилы» и «Теи»: крупнейшая победа наших ВВС на Черном море

 

Гибель нескольких тысяч гитлеровцев глазами швейцарского историка
 

 

По какой-то непостижимой иронии судьбы за все время Великой Отечественной войны самые большие потери в «живой силе» на  Черном море немцы понесли при потоплении кораблей, которые Советский Союз в 1940 году заказал в Венгрии. Даже название для этих морских грузовых теплоходов уже придумали - «Симферополь» и «Севастополь». Но, по понятным причинам, спущенные на воду в 1942 году суда советскими не стали и плавали под венгерским флагом, затем были переданы немцам.

У новых хозяев корабли получили названия «Тотила» и «Тея» в честь королей остготов, в 6-м  веке сражавшихся в Италии против византийцев.


 В составе конвоя Patria несостоявшиеся «Симферополь» и «Севастополь»  в мае 1944 года должны были вместе с другими  кораблями эвакуировать солдат и офицеров  проигравшей советским войскам битву за Крым 17-й немецкой армии.
Вот как то, что с ними произошло, описано в работе швейцарского военно-морского историка Юрга Майстера «Восточный фронт — война на море 1941–1945 гг.»:


«Особенно большими были потери в людях при гибели «Тотила» и «Тея»… Вечером 8 мая 1944 г. «Тотила» и «Тея» вышли из Констанцы в сопровождении «R 164», «R 209» (катерные тральщики - М.К.), румынских эскадренных миноносцев «Реджеле Фердинанд» и «Марасешти». В 12.00 9 мая «Реджеле Фердинанд» покинул конвой и повернул обратно в Констанцу. В 23.00 за ним последовал «Марасешти». Два дизель-электрохода с оставшимся охранением в 02.30 10 мая прибыли к Севастополю и до 05.30 приняли до 5000–6000 человек. При этом они непрерывно обстреливались советской артиллерией и атаковывались самолетами, которые сбрасывали бомбы и вели огонь по судам бортовым оружием. С рассветом артиллерийский огонь усилился. Воздушные атаки следовали через каждые 20 минут. В 05.45 «Тотила» был поврежден, начал гореть, потерял управление и остался без хода у м. Херсонес. Для оказания помощи послали «R 209», и в 11.30 он сообщил, что в носовую часть судна попала бомба и что судно тонет.


Тем временем «Тея», сопровождаемый «R 164» и «R 35», полным ходом шел на юго-запад. Постоянные атаки советских самолетов и их отражение привели, в конце концов, к полному израсходованию боезапаса. За это время было сбито 7 самолетов. К 12.00 судно получило 6 попаданий авиационных бомб и продолжало движение без компаса ходом 5 узлов, используя вспомогательный руль. Около 12.30 самолеты «Бостон» атаковали пароход с малой высоты и достигли двух попаданий, которые пришлись ниже ватерлинии. К 14.00 «Тея», медленно погружаясь, ушел под воду. Около 3000 человек плавали на поверхности бурного моря. Тральщики, несмотря на непрерывные воздушные атаки, спасли 400 человек».


Споры о точном количестве погибших на заказанных когда-то Советским Союзом кораблях не прекращаются по сей день…


Максим Купинов

Картина дня

наверх