Иван Петров предлагает Вам запомнить сайт «Я так вижу»
Вы хотите запомнить сайт «Я так вижу»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Можно ли отполировать сокровенное зеркало и не оставить на нём пятен? © Лао Цзе

Как в блокадном Ленинграде техник-самородок создал первый в мире водородный двигатель для автомобиля

развернуть

Как в блокадном Ленинграде техник-самородок создал первый  в мире водородный двигатель для автомобиля

Блокадный Ленинград был одной из самых сложных точек на карте боевых действий Восточного фронта.

В условиях тотальной осады немецкими войсками обеспечивать оборону города было чрезвычайно сложно. Одним из самых действенных способов защищать ленинградское небо от вражеских бомбардировок были аэростаты. Однако отсутствие снабжения едва не вывело их из строя. Ситуацию спас талантливый лейтенант, чье изобретение опередило время на десятилетия вперед.

Впервые аэростаты взмыли в небо над Ленинградом ночью практически с первого дня войны – поздним вечером 23 июня 1941 года. Огромные аппараты с водородом внутри курсировали над городом на средней высоте, не давая бомбардировщикам противника снижаться, чтобы начать обстрел. А если самолет все же предпринимал попытку снижения и задевал аэростат, то происходил взрыв фугасной бомбы, который уничтожал вражескую машину.

Аэростаты были довольно эффективным способом защиты от бомбардировок, однако и они имели недостатки. Так, срок их непрерывного пребывания в небе обычно не превышал трех недель. Аэростаты теряли водород, который выходил наружу. И просто снижались, теряя высоту. И для того, чтобы вновь поднять «защитника» в небо, необходимо было сначала посадить его на землю и наполнить новым водородом. Заправка осуществлялась посредством использования лебедок, работающих на бензине. Однако столь необходимое топливо закончилось уже в конце 1941 года, и Ленинграду грозила потеря защиты его неба.

Аэростаты были жизненно необходимы для защиты Ленинграда. /Фото: news.jeps.ru

 

Аэростаты были жизненно необходимы для защиты Ленинграда. /Фото: news.jeps.ru


Выход нашел 32-летний военный техник в звании младшего лейтенанта Борис Шелищ. Его мобилизовали уже на вторые сутки после вторжения войск Германии на территорию СССР. Занимался младший лейтенант Шелищ ремонтом аэростатных лебедок 3-го полка 2-го корпуса противовоздушной обороны. Будучи талантливым самоучкой, еще в довоенное время он сумел собрать легковую машину, которая служила ему средством передвижения между аэростатными постами для технического руководства.

И в тяжелые дни, когда в Ленинграде закончился бензин, Борис Шелищ предложил альтернативу – использовать приспособленные к работе с аэростатами лебедки от лифта, работающие от электричества. Идея была неплохая, однако на пути встала новая преграда: довольно скоро город остался и без электроэнергии.

Младший лейтенант Борис Исаакович Шелищ. /Фото: techcult.ru

 

Младший лейтенант Борис Исаакович Шелищ. /Фото: techcult.ru


Попытка обратиться к механическому труду также оказалась практически невыполнимой. Дело в том, что для такой работы требовалась сила более десяти мужчин, но в условиях повсеместной мобилизации на фронт персонала на аэростатных постах осталось до 5 человек, и большинство из них были девушки.

Но Шелищ не сдавался, пытаясь найти выход из практически отчаянной ситуации. Находясь в увольнении у себя дома, инженер решил развлечь себя чтением. Выбор пал на роман «Таинственный остров» Жюля Верна. Разгадка проблемы с аэростатами была найдена в тот же момент – 11 глава произведения содержала спор главных героев, рассуждавших о том, какое топливо будут использовать в будущем. По мнению персонажа Сайреса Смита, который был инженером, после иссякания месторождений угля, мир перейдет на воду, точнее ее составляющие – кислород и водород.

Роман Жюля Верна подсказал выход. /Фото: ozon.ru

 

Роман Жюля Верна подсказал выход. /Фото: ozon.ru


Решение обратиться к водороду вместо бензина требовало взвешенных раздумий, учитывая печальные эпизоды прошлого, связанные с подобными опытами. Шелищ был хорошо знаком с историей гордости воздухоплавания Германии дирижабля «Гинденбург». Катастрофа, которая была вызвана именно возгоранием водорода, стала причиной гибели десятков человек и активно освещалась в советской прессе. Этот трагический случай инициировал свертывание опытов с опасным газом и положил конец эре дирижаблей.

Печальная судьба самого известного дирижабля доказала опасность использования водорода. /Фото: historyworlds.ru

 

Печальная судьба самого известного дирижабля доказала опасность использования водорода. /Фото: historyworlds.ru
 


Однако лейтенант Шелищ считал, что нужно рискнуть, потому что иного выхода у защитников блокадного Ленинграда попросту не было. В качестве первого эксперимента механик соединил шлангом аэростат с трубой двигателя «полуторки» и пустил отработанный водород. Задумка сработала – двигатель заработал сразу. Но дальше произошло непредвиденное – когда Шелищ попытался увеличить обороты, раздался взрыв. Механик отделался контузией, жертв не было.

Первые эксперименты прошли с переменным успехом. /Фото: techcult.ru

 Первые эксперименты прошли с переменным успехом. /Фото: techcult.ru


Но останавливаться на полпути талантливый лейтенант не собирался. Сразу после выздоровления он стал думать над решением возникшей проблемы. Им стал гидрозатвор, который служил разделителем между двигателем и огнем. Водород проходил своеобразную водную стену, и взрывы удавалось предотвратить. Проект Шелища был предложен чиновникам из руководства, и те дали добро на разработку.

На испытания собрались вся верхушка Ленинградской службы ПВО. Борис Шелищ провел процедуру запуска в присутствии руководства. Двигатель завелся мгновенно, вопреки 30-градусному морозу, и работал без перебоев. Все последующие эксперименты также прошли успешно. Впечатленное командование предписало в 10-дневный срок перевести все аэростатные лебедки на водород. Однако ресурсов для этого у разработчиков попросту не было.

Шелищ вновь взялся найти решения. В своих поисках он оказался на Балтийском заводе и поначалу ничего не нашел. Однако затем, зайдя на склад, наткнулся на огромное количество использованных огнетушителей. И они стали идеальным решением. Тем более, что в условиях постоянных бомбардировок «запасы» пустых огнетушителей непрерывно пополнялись.

Для того, чтобы уложиться в срок, разработчики работали несколькими бригадами едва ли не круглосуточно. Счет созданных и установленных единиц нужного оборудования шел на сотни. Но ленинградцы все-таки успели. И аэростаты вновь взмыли в небо, защищая блокадный город от вражеских бомбардировок непроходимой стеной.

Благодаря изобретению талантливого лейтенанта, аэростаты вновь защищали город. /Фото: peoples.ru
Благодаря изобретению талантливого лейтенанта, аэростаты вновь защищали город. /Фото: peoples.ru


Борис Шелищ вместе со своим детищем посетил ряд выставок военных изобретений. За свою деятельность талантливого лейтенанта представили к награде орденом Красной Звезды. А само изобретение хотели также наградить Сталинской премией. Однако не случилось – тогда работа не прошла по конкурсу.

К началу 1942 года слава изобретения младшего лейтенанта Шелища дошла до Ставки. Был выдан приказ о переезде техника в Москву для выполнения задания: обеспечить перевод на водород 300 двигателей в частях аэростатного заграждения столицы. Поставленная задача была выполнена. В ответ Шелищу предложили переехать в Москву, но лейтенант отказался. Он считал, что если останется в столице, это будет выглядеть как бегство с реального поля боя, которое продолжало бушевать на ленинградской земле. Техник вернулся в родной город и продолжил заниматься своим делом – осуществлять технический контроль аэростатных заграждений.

Наградной лист Бориса Шелища. /Фото: news.jeps.ru

 

Наградной лист Бориса Шелища. /Фото: news.jeps.ru


Аэростаты на двигателях младшего лейтенанта Бориса Шелища успешно использовали всю войну. Но победа положила конец этой эре: причиной стало исчезновение топлива для двигателя – «бросового» водорода. Однако списанные изобретения ленинградского техника-самородка продолжали применять в работе колхозов и совхозов.

Прогрессивное изобретение было забыто после войны. /Фото: wikipedia.org

 

Прогрессивное изобретение было забыто после войны. /Фото: wikipedia.org


Но, несмотря на то, что об изобретении Шелища на долгие годы забыли, честь талантливого человека сохранили. Так, в августе 1974 года в статье газеты «Правда» под названием «Топливо будущего - водород» академик В. Струминский писал: «Даже если в мире исчезнут уголь и нефть, СССР энергетическая катастрофа не грозит, поскольку советские ученые, опередив американскую науку, нашли альтернативный источник энергии - водород. В Сибирском отделении Академии наук СССР в 1968 году, на год раньше, чем американцы нашли способ использовать водород в качестве автомобильного топлива».

И тут ветераны Ленинградского фронта прислали опровержение, вспомнив историю изобретения младшего лейтенанта Бориса Шелища, которое спасало блокадный город ещё с 1941 года. Так что действительно, в вопросе создания водородного двигателя СССР перегнал Америку, но сделал это десятилетия назад.


Источник


Опубликовал , 04.02.2020 в 09:55
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Илья Фишман
Илья Фишман 4 февраля, в 16:07 Шелищ - уникальный изобретатель!!! Первый в мире создатель водородного двигателя Текст скрыт развернуть
4
Кедраэдр Арчхэй
Кедраэдр Арчхэй 4 февраля, в 17:09 Нефтяные и бензиновые магнаты сразу удавятся, если все перейдут на водородные двигатели. А пока только обманывают нас повышая цены на бензин. Текст скрыт развернуть
6
абрам вербин
абрам вербин Кедраэдр Арчхэй 4 февраля, в 17:45 Слышал в 70-е годы, как сделали двигатель на воде. С тех пор, ни гу-гу. Текст скрыт развернуть
1
Leon17 Влад
Leon17 Влад Кедраэдр Арчхэй 4 февраля, в 23:04 никто не удавится. в принципе - любой двс (кроме дизельного) может работать на водороде. но есть две большие проблемы - системы хранения и сам водород - его в природе в свободном виде нет.
Текст скрыт развернуть
0
Сергей Веселый
Сергей Веселый 4 февраля, в 17:50 Ну а водород из чего делают?  Правильно, из бензина :-) 
Текст скрыт развернуть
0
Светлана Коновалова
Светлана Коновалова 5 февраля, в 01:40 Герой Ленинграда Шелищ для спасения своего города и ленинградцев во время Второй мировой войны создал первый в мире водородный двигатель для автомобиля. Вечная память таким людям Текст скрыт развернуть
0
Владимир Балаев
Владимир Балаев 5 февраля, в 08:24 Водородный двигатель это двигатель будущего, исчерпание природных ресурсов и загрязнение окружающей среды станет необходимостью его внедрения... Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 7
Комментарии Facebook
На Украине вспомнили,  чем  …

На Украине вспомнили, чем можно заменить дефицитные аппараты ИВЛ

7 апр, 16:48
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Философ Гегель умер во время…

Философ Гегель умер во время пандемии 1831 года

7 апр, 15:53
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Почему проживающие в США гра…

Почему проживающие в США граждане России так срочно захотели домой?

7 апр, 14:58
+5 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Гордость России : Денис Сибг…

Гордость России : Денис Сибгатуллин взял золото на международной олимпиаде по математике

7 апр, 13:54
+14 11
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Очень жаль, что Леонид Брежн…

Очень жаль, что Леонид Брежнев так и не назначил себе преемника

7 апр, 11:53
+2 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Как военно-санитарные поезда…

Как военно-санитарные поезда обманывали смерть

7 апр, 09:56
+3 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Небесный герой Заполярья

Небесный герой Заполярья

7 апр, 07:57
+11 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
В двадцать я задыхалась от ж…

В двадцать я задыхалась от желания получить любовь...

6 апр, 20:00
+45 35
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Коронавирус:  «Если ты знаеш…

Коронавирус: «Если ты знаешь своего врага – ты победишь в сотне сражений без единого поражения». Сунь Цзы

6 апр, 17:55
+3 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Восемь историй о легендарной…

Восемь историй о легендарной «Волге» ГАЗ-21

6 апр, 15:52
+23 10
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Во Франции попробуют использ…

Во Франции попробуют использовать кровь червей для лечения коронавируса

6 апр, 14:52
+1 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Как Суворов готовился к заво…

Как Суворов готовился к завоеванию Константинополя

6 апр, 13:50
+6 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Белый террор в Новороссийске…

Белый террор в Новороссийске. Газета «Правда», октябрь 1918 года.

6 апр, 11:51
+2 9
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Тепловой удар. Афганистан 1985 г.

Тепловой удар. Афганистан 1985 г.

6 апр, 11:00
+23 19
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
1941-1945 гг ; «Каждый колхо…

1941-1945 гг ; «Каждый колхоз – это тоже поле сражения...»

6 апр, 09:53
+9 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Первый бой колхозника Смищука

Первый бой колхозника Смищука

6 апр, 07:54
+28 5
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Как выжить с умной женщиной

Как выжить с умной женщиной

5 апр, 19:59
+13 92
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Тайная власть камней: драгоц…

Тайная власть камней: драгоценности с роковой историей, на которых лежит проклятие

5 апр, 17:54
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Одиннадцать ярких черт интровертов

Одиннадцать ярких черт интровертов

5 апр, 15:56
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Forskning (Норвегия): вирусы…

Forskning (Норвегия): вирусы — друзья и враги одновременно

5 апр, 13:52
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Сравним что изменилось! Лени…

Сравним что изменилось! Ленин про деревню. Написано в 1894 г.

5 апр, 11:52
+2 8
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
"Война и дети". Фронтовой оч…

"Война и дети". Фронтовой очерк Аркадия Гайдара 21 августа 1941 года

5 апр, 09:52
0 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
13 героев-десантников Трифон…

13 героев-десантников Трифонова. Младшему бойцу не было и 16 лет

5 апр, 07:52
+51 8
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Про карантин: Непросто остан…

Про карантин: Непросто остановить женщину, способную остановить горящую лошадь...

4 апр, 19:52
+30 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Как управляются империи : ба…

Как управляются империи : байки известных исторических личностей

4 апр, 17:58
+15 7
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Поиск по блогу

30 марта 2020 года генерал-м…

30 марта 2020 года генерал-майору Минигали Шаймуратову посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации

4 апр, 13:44
+140 32
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Почему  была так сильна Стал…

Почему была так сильна Сталинская экономика: гос. монополия СССР во внешней торговле

4 апр, 11:59
+65 85
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Николай Сиротинин.   Один в …

Николай Сиротинин. Один в поле но Воин!

4 апр, 07:56
+62 60
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
13 героев-десантников Трифон…

13 героев-десантников Трифонова. Младшему бойцу не было и 16 лет

5 апр, 07:52
+51 8
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
В двадцать я задыхалась от ж…

В двадцать я задыхалась от желания получить любовь...

6 апр, 20:00
+45 35
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Про карантин: Непросто остан…

Про карантин: Непросто остановить женщину, способную остановить горящую лошадь...

4 апр, 19:52
+30 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Последние комментарии

Юрий  Зубрин
Leila
сергей гусев
Pavel Ivanov
Александр
Александр
Алексей Т.
Миша Потапов