До реального судоходства, плав средства переносились через это местечко на руках, а начиная с судоходством и пароходством на Енисее, на пороге был установлен паровой туер Св.Иннокентий. Случилось это в 1903 году. Тогда и была применена действующая до сих пор схема. По дну реки, строго по форватеру, проложен мощный трос, по которому с помощью лебедки, а не гребных винтов или колес движется сам буксир. А буксируемое судно прочно крепится к этому уникальному механизму.
После революции мало чего святого и священного оставалось, и Святитель Иннокентий был прозаически переименован в женское имя "Ангара", подружке Енисея, сбежавшей к любимому от отца Байкала.
И царский труженик, без которого судоходство на Енисее, в том числе и в годы Второй Мировой войны было бы невозможным, исправно трудился до 1964 года, пока его не сменил дизельный электромоторный туер "Енисей" построенный на Красноярском судостроительном заводе.
Механизм, являющийся еще и судном, уникален сам по себе. Это по сути огромная лебедка с экипажем в 22 человека, проходящий вверх и вниз течения, строго по фарватеру, посредством захвата и отпускания особо крепкого и толстого троса.
К порогу можно подойти разными путями с двух сторон: от деревни Порог или от села Подпорожного. Мы разведали обе дороги, но есть третья, ее буду искать в следующий раз!
Оставив машину на обочине, мы вышли на поиски порога. Поскольку ни карты, ни навигатора у нас не было, то шли мы наугад, стараясь придерживаться направления "Енисей где-то там". Нелжиданно вышли на деревню неизвестного происхождения, но пожилая пара, загоравшая в лучах заката на скамеечке у ворот первого дома, подтвердила наши догадки - деревня Порог существует.
Вторая дорога к порогу идет от Подпорожного. Сначала вдоль берега, затем уходит в лес, чтобы обойти несколько отрогов. До поврота по сухой дороге может проехать и легковой автобобиль, далее дорога ухудшается. Но проходит она через очень красивый лес.
Через пять километров пересеченной местности можно попасть на середину порога. Побережье очень красивое, только загаженное туристами.
Такого количества створов, как на этом пороге, я еще нигде до этого не встречала.
Если присмотреться, то можно разглядеть тросик.
Поскольку главная цель поездки - посмотреть работу туера и ночной проход судов - была не достигнута, то путешествие придется повторить, немного полюбовавшись Енисеем - пароходом и рекой - мы вернулись в Красноярск.
Свежие комментарии