На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Енисейский "великий зуб" : как корабли проходят самый большой порог Казачинский

Согласно старой традиции на Казачинский порог я попала не с первого раза, а мечталось о нем очень давно. Увидеть это знаменитое место я хотела по разным причинам: и как краевед-любитель, и искатель приключений, и просто фанатка Енисея.
Что же такое особенное в этом пороге? Для непосвященных немного информации из Википедии:
"Порог образован скальными выступами и каменистыми грядами Енисейского кряжа, пересекающими русло реки по всей его ширине. Включает в себя два переката и два слива, где ширина русла сужается с 650 до 350 м. Общее падение на Казачинском пороге составляет 3,8 м. Скорость течения в пороге при проектном уровне 18 км/ч., а при различных колебаниях уровня воды может достигать 20-22 км/ч.). В связи с быстрым течением для ряда судов проход через порог вверх по течению затруднён. Проводка таких судов через пороги осуществляется единственным в России судном-туером — дизель-электроходом «Енисей». Порог является участком со светофорным регулированием движения судов".
От себя могу добавить, что подсветка бакенов и светофоры ночью издалека смотрятся, как маленький Лас Вегас.

***

До реального судоходства, плав средства переносились через это местечко на руках, а начиная с судоходством и пароходством на Енисее, на пороге был установлен паровой туер Св.Иннокентий. Случилось это в 1903 году. Тогда и была применена действующая до сих пор схема. По дну реки, строго по форватеру, проложен мощный трос, по которому с помощью лебедки, а не гребных винтов или колес движется сам буксир. А буксируемое судно прочно крепится к этому уникальному механизму.

После революции мало чего святого и священного оставалось, и Святитель Иннокентий был прозаически переименован в женское имя "Ангара", подружке Енисея, сбежавшей к любимому от отца Байкала.

И царский труженик, без которого судоходство на Енисее, в том числе и в годы Второй Мировой войны было бы невозможным, исправно трудился до 1964 года, пока его не сменил дизельный электромоторный туер "Енисей" построенный на Красноярском судостроительном заводе.

Механизм, являющийся еще и судном, уникален сам по себе. Это по сути огромная лебедка с экипажем в 22 человека, проходящий вверх и вниз течения, строго по фарватеру, посредством захвата и отпускания особо крепкого и толстого троса.

***

К порогу можно подойти разными путями с двух сторон: от деревни Порог или от села Подпорожного. Мы разведали обе дороги, но есть третья, ее буду искать в следующий раз!
К полузаброшенной деревне Порог с Енисейского тракта нет ни одной хорошо-проезжабельной дороги, ни одного указателя и даже знака, указывающего на съезд. Одна из веток дороги указана в Дубль-гисе, но проехать там смогут только внедорожники, после дождей - только хорошо подготовленные.
Накануне нашей прогулки дождей не было почти месяц.


Оставив машину на обочине, мы вышли на поиски порога. Поскольку ни карты, ни навигатора у нас не было, то шли мы наугад, стараясь придерживаться направления "Енисей где-то там". Нелжиданно вышли на деревню неизвестного происхождения, но пожилая пара, загоравшая в лучах заката на скамеечке у ворот первого дома, подтвердила наши догадки - деревня Порог существует.
В деревне 20 жилых домов. Живут в ней только пенсионеры. Некоторые дома используются только как дачи. Летом в Порог приезжает много рыбаков, охотников и внуков.
За деревней начинается собственно порог. Чтобы комфортнее было любоваться творением природы, на берегу стоит скамейка, но я, по обыкновению своему, полезла на валуны, нависающие над пучиной Енисея.



Хотелось посидеть и послушать рокот воды подольше, но стремительно темнело, нужно было возвращаться. На обратном пути мы нашли более короткий путь к тракту, но вышли на километр ниже места старта, что заставило нас немного поволноваться, пока искали машину.
Встать на ночевку очень удобно за базой отдыха "Подпорожной". Ночью к нашему лагерю приплыл Путейский и шумно храпел, пока не ушел туман.
В тумане вся навигация на пороге прекращается.


Вторая дорога к порогу идет от Подпорожного. Сначала вдоль берега, затем уходит в лес, чтобы обойти несколько отрогов. До поврота по сухой дороге может проехать и легковой автобобиль, далее дорога ухудшается. Но проходит она через очень красивый лес.



Через пять километров пересеченной местности можно попасть на середину порога. Побережье очень красивое, только загаженное туристами.



Такого количества створов, как на этом пороге, я еще нигде до этого не встречала.


К сожалению, не довелось увидеть работу знаменитого туера, пока он прятался в теньке, на пороге пыхтел Плотовод-717. На тросике он затягивал вверх по течению большой танкер. Енисей в этом месте настолько узкий, что в какой-то момент казалось, что суда идут почти по камням.


Если присмотреться, то можно разглядеть тросик.


Поскольку главная цель поездки - посмотреть работу туера и ночной проход судов - была не достигнута, то путешествие придется повторить, немного полюбовавшись Енисеем - пароходом и рекой - мы вернулись в Красноярск.

Картина дня

наверх