На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

ИЛ-2 - бронированный самолет штурмовой авиации Великой Отечественной войны

Ил-2 — советский штурмовик времён Второй Мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.

Пост с реальными фотографиями самолета, людей его создававших и летчиков, защищавших на нём нашу Родину в самой кровопролитной войне в мировой истории.

1. Звено штурмовиков Ил-2 из состава 6-го гвардейского штурмового авиаполка во время боевого вылета.

1. Звено штурмовиков Ил-2 из состава 6-го гвардейского штурмового авиаполка во время боевого вылета. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

2. Сергей Владимирович Ильюшин (1894—1977)

Сергей Владимирович Ильюшин (1894—1977) — выдающийся советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Единственный лауреат семи Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы (1967; с 1971 года — генерал-полковник-инженер), академик АН СССР (1968).

2. Сергей Владимирович Ильюшин (1894—1977) Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

3. Производство штурмовиков Ил-2 в цехах авиационного завода № 18 имени К.Е. Ворошилова в Куйбышеве (Самара). Время съемки: 1942.

3. Производство штурмовиков Ил-2 в цехах авиационного завода № 18 имени К.Е. Ворошилова в Куйбышеве (Самара). Время съемки: 1942. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолётом» (Betonflugzeug). По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли его «чумой» (Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»).

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство (приказ А. И. Шахурина № 739 от 14.12.1940).

Первые серийные Ил-2 изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился также на авиационных заводах № 1 и № 18 в Куйбышеве, на авиационном заводе № 30 в Москве. Из общего количества Ил-2 (36 183 шт.) 74 % произведено в Куйбышеве 26 888 шт.[6]. Некоторое время в течение 1941—1942 годов самолёт выпускался заводом № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

Прототип — БШ-2 (заводское наименование ЦКБ-55) совершил первый полёт 2 октября 1939 года (лётчик-испытатель В. К. Коккинаки).

4. Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки и генеральный конструктор Сергей Владимирович Ильюшин (в центре) обсуждают рабочие моменты по конструкции штурмовика Ил-2.

4. Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки и генеральный конструктор Сергей Владимирович Ильюшин (в центре) обсуждают рабочие моменты по конструкции штурмовика Ил-2. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

Конструкция

Одномоторный самолёт смешанной конструкции. Главная особенность — включение брони в силовую схему планера самолёта.

Броня корпуса заменила собой каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа. Несущий броне-корпус — клёпаный из гомогенной стальной брони АБ-1 (АБ-2), закрывал двигатель, кабину пилота, радиаторы и некоторые агрегаты (на прототипе броне-корпус защищал также борт-стрелка). Прозрачная лобовая броня козырька кабины имела толщину 64 мм и выдерживала попадание 7,62 мм бронебойной пули с нулевой дистанции.

Самолёт изначально был сконструирован двухместным. Существует распространённое ошибочное мнение, что Ильюшин был вынужден переделать штурмовик в одноместный по указанию военного руководства страны. Как известно, с отсутствием оборонительного вооружения Ил-2 были связаны неоправданно большие потери этих самолётов в первый год Великой Отечественной войны

В действительности самолёт был заказан именно двухместным, а его одноместный вариант — инициатива самого Ильюшина, поскольку на испытаниях БШ-2 показал неудовлетворительные лётные качества — его скорость, скороподъёмность и дальность были ниже требований, заявленных ВВС.

В то же самое время над бронированным штурмовиком работали и другие советские конструкторы. Чтобы спасти свой штурмовик в условиях конкуренции с другими конструкторскими бюро, Ильюшин в инициативном порядке создал его одноместную версию. Борт-стрелок был удалён, что существенно сократило объём броне-корпуса; на место стрелка был установлен дополнительный топливный бак и дополнительное бронирование задней центровки по массе, что также вызывало нарекания — она ухудшала управляемость. Сэкономленная масса позволила штурмовику удовлетворять предъявляемым к нему требованиям по скорости, а дополнительный бак повысил дальность полёта.

5. Штурмовики Ил-2 во дворе авиационного завода №18 имени Ворошилова.

5. Штурмовики Ил-2 во дворе авиационного завода №18 имени Ворошилова. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

Столкнувшись с большими потерями Ил-2, не имевших в задней полусфере оборонительного вооружения, ВВС потребовали от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным, что и было реализовано к концу 1942 года. Однако изменить броне-корпус уже не было возможности, поэтому борт-стрелок находился вне броне-корпуса и был защищён лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста. При этом защита пилота со стороны задней полусферы осуществлялась поперечной бронёй марки «ХД», толщиной 12 мм (+6 мм броне-спинка), входившей в схему броне-корпуса.

В 1942 году появилась в чертежах модификация броне-корпуса, закрывающая борт-стрелка. Для сохранения центровки консоли крыла имели стреловидную форму, а центроплан был сдвинут назад так, что передний лонжерон находился под обрезом козырька кабины пилота. Однако существовал жёсткий указ не снижать темпы производства штурмовиков, к чему, безусловно, привело бы внедрение в серию новой модификации. В итоге броне-корпус, защищающий обоих членов экипажа, получила лишь позднейшая модификация самолёта — Ил-10, выпуск которой был начат в 1944.

6. Производство бронекорпусов штурмовиков ИЛ-2 на авиазаводе № 30 в Москве. Время съемки: 1943.

6. Производство бронекорпусов штурмовиков ИЛ-2 на авиазаводе № 30 в Москве. Время съемки: 1943. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

Двигатель - АМ-38 — поршневой, 12-цилиндровый с 60° V-образным развалом цилиндров жидкостного охлаждения, мощностью в различных вариантах от 1620 до 1720 л. с., разработан в ОКБ Микулина.

Вооружение:

- Две пушки в консолях крыла (первоначально — 20 мм ШВАК, в основной серии — 23 мм ВЯ, в противотанковом варианте — 37 мм), испытывался образец с пушками 45 мм.

- Два пулемёта ШКАС (крыльевые)

- Авиабомбы, контейнеры ПТАБ

- Реактивные снаряды РС-82 или РС-132

- В качестве оборонительного вооружения на двухместных вариантах устанавливался пулемёт УБТ калибром 12,7 мм

7. Заправка советского штурмовика Ил-2 на Северо-Западном фронте. Предположительно, самолет 33-го гвардейского штурмового авиаполка 243-й ШАД. Время съемки: 1943.

7. Заправка советского штурмовика Ил-2 на Северо-Западном фронте. Предположительно, самолет 33-го гвардейского штурмового авиаполка 243-й ШАД. Время съемки: 1943. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

Тактика:

Атака с:

- малых высот (400—1000 м) на пологом пикировании

- бреющего полёта на высотах 15-50 м, малая высота, высокая угловая скорость и складки местности должны были защищать самолёт от огня зенитных орудий, в то время как броня защищала его от стрелкового огня вражеской пехоты.

- После израсходования боезапаса бомб и ракет Ил-2 мог вести воздушный бой с вражескими самолётами. Иногда советские лётчики для атаки немецких бомбардировщиков Ju 87 («лаптёжников»), пользуясь внешним сходством машин, применяли тактический приём «обуть лапти», то есть выпустить шасси и пристроиться к строю немецких самолётов. При блокировании Демянского и Сталинградского котлов Ил-2 использовался для атаки на транспортные Ju-52 — его скоростных возможностей для этого вполне хватало, а мощная бронезащита позволяла игнорировать оборонительный огонь бортовых пулемётов.

8. Летчики 569-го штурмового авиаполка на аэродроме у самолета Ил-2. На фюзеляже штурмовика нанесена отметка, свидетельствующая о сбитом самолете противника. Время съемки: август 1944.

8. Летчики 569-го штурмового авиаполка на аэродроме у самолета Ил-2. На фюзеляже штурмовика нанесена отметка, свидетельствующая о сбитом самолете противника. Время съемки: август 1944. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

«Кабина смерти»

В первые же дни войны выявилось, что одноместные штурмовики несут неоправданно большие потери от истребителей противника. По требованию лётчиков во всех штурмовых полках инженерно-технический состав с участием самих пилотов начал изыскивать пути защиты самолёта от нападения истребителей. В верхней части фюзеляжа прорезали отверстие для возможности разместить стрелка и смонтировать хотя бы примитивную установку пулемёта с минимальным боекомплектом. Первыми воздушными стрелками стали механики и мастера по вооружению. Нагрузка на вооруженцев резко возросла — надо было и на задание летать, и, возвратившись, успевать готовить вооружение к полёту. Летали они с большим желанием, хотя и называли между собой временную конструкцию позиции стрелка «кабиной смерти»

9. Штурмовики Ил-2 возвращаются с задания. На фюзеляже ближайшего самолета — надпись «Мститель». Время съемки: 1944.

Самолет Ил-2 с бортовым номером 25 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза им. Сталина села Авдалар Котайкского района Армянской ССР Григора Айрапетовича Тевосяна, у которого на войне погибли два брата. Он внес 100 000 рублей на приобретение боевого самолёта.

На этом Ил-2 летал Герой Советского Союза, тоже армянин Нельсон Георгиевич Степанян (1913—1944). Н.С. Степанян за время войны совершил 239 успешных боевых вылетов, уничтожил лично и в группе 53 судна противника. Погиб в бою 14 декабря 1944 года около г. Лиепая Латвийской ССР. Посмертно 6 марта 1945 года повторно удостоен звания Героя Советского Союза.

9. Штурмовики Ил-2 возвращаются с задания. На фюзеляже ближайшего самолета — надпись «Мститель». Время съемки: 1944. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

10. Штурмовики Ил-2 возвращаются с задания. На фюзеляже ближайшего самолета — надпись «Мститель». Время съемки: 1944. Автор: Марк Редькин.

Предположительно, надпись «Мститель» нанесена с помощью монтажа. По опознавательным знакам — штурмовики из 4-й воздушной армии (генерал-полковник авиации К.А. Вершинин).

10. Штурмовики Ил-2 возвращаются с задания. На фюзеляже ближайшего самолета — надпись «Мститель». Время съемки: 1944. Автор: Марк Редькин. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

11. Штурмовики Ил-2 106-го штурмового авиаполка, прошедшие капитальный ремонт в 217-х стационарных авиационных мастерских, перед отправкой на фронт на аэродроме Гиссар в Таджикистане. Время съемки: 1943.

11. Штурмовики Ил-2 106-го штурмового авиаполка, прошедшие капитальный ремонт в 217-х стационарных авиационных мастерских, перед отправкой на фронт на аэродроме Гиссар в Таджикистане. Время съемки: 1943. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

История боевого применения

Данная боевая машина не выполняла поставленные перед ней цели. Боевое применение столь необычного самолёта, как Ил-2 столкнулось с массой проблем: технических, тактических, в подготовке пилотов и так далее. Первые результаты боёв были неудачными.

С учётом высокого риска применения Ил-2, звание Героя Советского Союза присваивалось уже за 10 боевых вылетов. По другим данным, до 1943 года звание Героя Советского Союза присваивалось за 30 боевых вылетов, а после 1943 года этот ценз увеличили до 80.

В соответствии с официальной статистикой Штаба ВВС Красной армии из примерно 1500 Ил-2 направленных в части до 31 декабря 1941 года было потеряно 1100. Тем не менее, Ил-2 имел достаточно хорошее бронирование и значительная часть от общего числа потерь составляли небоевые потери: аварии вследствие манёвров на слишком малой высоте при плохих погодных условиях.

Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Всего потеряли 7837 лётчиков-штурмовиков.

Подготовили 356 авиаполков. Формировали 140 авиаполков 1 раз, 103 авиаполка 2 раза, 61 авиаполк 3 раза, 31 авиаполк 4 раза и 21 авиаполк 5 раз.

К 10 мая 1945 г. в составе воздушных армий фронтов насчитывалось 3075 штурмовиков Ил-2 и Ил-2У, 214 Ил-2КР и 146 Ил-10. Кроме этого, в ВВС ВМФ имелось 197 Ил-2. Если к началу войны Ил-2 имелось менее 0,2 %, то к осени 1942 г. их удельный вес вырос до 31 % и в дальнейшем удерживался на уровне 29-32 % общего числа боевых самолётов фронтовой авиации.

Общая выживаемость Ил-2 за войну составила около 53 самолёто-вылетов на одну безвозвратную потерю. В течение всей войны выживаемость в штурмовой авиации была ниже чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищённости все советские самолёты. Причина этого — тактика применения, ИЛы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии.

По данным анализа боевой работы штурмовых подразделений 3-й воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шяуляйской операциях, общий уровень боевых потерь Ил-2, характеризуемый безвозвратными потерями, составил 2,8 % от общего количества самолёто-вылетов. При этом боевые повреждения регистрировались в 50 % самолёто-вылетов. Отмечались случаи, когда самолёт самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. После восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолёт возвращался в строй. На 10 мая 1945 года в строю числилось 3289 Ил-2 и 146 Ил-10.

12. Звено штурмовиков Ил-2 140-го гвардейского штурмового авиационного полка в небе над Берлином.

12. Звено штурмовиков Ил-2 140-го гвардейского штурмового авиационного полка в небе над Берлином. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

Проблема с Ил-2 была не только в высоком уровне потерь, но и в неверной тактике его применения, из-за чего результативность штурмовок в первые годы была очень низкая.

Обычно Ил-2 посылали на штурмовки переднего края обороны противника. Но солдаты переднего края были всегда начеку и всегда знали, где им прятаться в случае неожиданного обстрела или авиа налёта. Поразить в таких условиях живую силу противника можно было лишь при прямом попадании. Не случайно по статистике Ил-2 уничтожали только 1 % целей (хотя от них ожидали не менее 5 %).

Опять же тактика действия «выстроились в круг и пикируем по очереди» давала возможность противнику спрятаться от штурмовки, а высокий уровень потерь лётного состава мешал им накопить и передать новичкам новые тактические приёмы. Только в 1944 ряд подразделений штурмовиков перешли на тактику «все разом», когда группа Ил-2, неожиданно появившись над позициями противника, одновременно сбрасывала на него все бомбы и РС.

Ещё более эффективными были штурмовки колонн на марше, скоплений машин, переправ, позиций артиллерии и т. д. (но для этого не надо было упорно нацеливать Ил-2 на передний край).

В частности, во время операции «Багратион» Ил-2 были ориентированы в первую очередь на подавление позиций артиллерии, и эффективность их применения была достаточно высокой.

Ил-2 принял активное участие также и в борьбе с противником в составе ВВС Балтийского, Черноморского и Северного флотов. Наряду с традиционной «работой» по наземным объектам и целям (вражеские аэродромы, позиции войск и зенитной артиллерии, порты и береговые укрепления и др.), штурмовая авиация результативно атаковала и надводные цели, применяя топмачтовое бомбометание. К примеру, за время боёв в Заполярье на боевом счету 46-го ШАП ВВС СФ более 100 потопленных судов противника.

13. Инструктаж летного состава на аэродроме базирования советских штурмовиков Ил-2. Время съемки: 1944.

13. Инструктаж летного состава на аэродроме базирования советских штурмовиков Ил-2. Время съемки: 1944. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

Модификации

Выпускался в одноместном (лётчик) и двухместном вариантах (лётчик и воздушный стрелок). Различные технологические и конструктивные изменения вносились постоянно, например, в конце 1941 года была внедрена деревянная конструкция хвостовой части фюзеляжа, с внешними металлическими стрингерами. Менялось бронирование, вооружение.

- Ил-2 (одноместный) — серийная модификация штурмовика, не оборудованного кабиной для заднего стрелка. В связи с большими боевыми потерями одноместного варианта в некоторых авиационных частях предпринимались успешные попытки переоборудования одноместного Ил-2 в двухместный[8]. В ряде случаев даже ограничивались имитацией задней пушки, устанавливая в прорезь кабины направленный на хвост муляж, который с расстояния эффективно отпугивал пилотов немецких истребителей от захода такому штурмовику «в хвост» самим своим видом.

- Ил-2 (двухместный) — серийная модификация, оборудованная кабиной стрелка с фонарём и пулемётами ШКАС или УБТ, смонтированными на полутурельной установке. Начал широко использоваться в поздние периоды войны (на второй фотографии в начале статьи представлено звено таких самолётов Ил-2(Д))

- Ил-2 АМ-38Ф — штурмовик с форсированным двигателем АМ-38ф, имевший, по сравнению с АМ-38-м, большую взлётную мощность (на 100 л. с.). Первый одноместный серийный Ил-2 (зав. № 182412) с опытным двигателем АМ-38ф поступил для снятия лётных данных по программе приёмо-сдаточных испытаний серийных самолётов с дополнением по испытанию работы ВМГвЛИС 18-го авиазавода 31 июля 1942 года.

С января 1943 года двигатели АМ-38ф стали устанавливаться на все серийные штурмовики Ил-2, как одноместные, так и двухместные, на всех авиазаводах, выпускавших эти самолёты. К январю 43-го 24-му авиамоторному заводу удалось изготовить 377 двигателей АМ-38ф.

С января 1943 года двухместный Ил-2 с двигателем АМ-38ф пошёл в крупносерийное производство, а уже с 1 февраля все основные производители «ИЛов» — 1-й, 18-й и 30-й авиазаводы — полностью перешли на его выпуск.

14. Летчики и оружейники 7-го гвардейского штурмового авиаполка 230-й штурмовой авиационной дивизии у штурмовика Ил-2 командира третьей эскадрильи гвардии капитана Василия Борисовича Емельяненко (1912 — 2008). Время съемки: 1943.

14. Летчики и оружейники 7-го гвардейского штурмового авиаполка 230-й штурмовой авиационной дивизии у штурмовика Ил-2 командира третьей эскадрильи гвардии капитана Василия Борисовича Емельяненко (1912 — 2008). Время съемки: 1943. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

- Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой») — серийная модификация Ил-2 АМ-38Ф с тем же двигателем АМ-38Ф, но форсированным до 1720 л. с., с некоторыми аэродинамическими и конструктивными улучшениями.

Вместо металлического бака устанавливались фибровые защищённые бензобаки, в которых большинство мелких пробоин через некоторое время затягивалось специальным составом-протектором, имеющим свойство загустевать на открытом воздухе. На испытаниях баки сохраняли герметичность даже с 17 пробоинами от пуль калибра 7,92 и 13 миллиметров, выпущенных из немецкого оружия.

С целью улучшения устойчивости Ил-2 в полёте и управления на самолёты Ил-2 АМ-38ф устанавливались амортизационные пружины и контрбалансир в системе управления рулём высоты, разработанными в ЛИИ НКАП М. Л. Милем (впоследствии Главный конструктор вертолётов).

Контрбалансир уравновешивал силы инерции, возникающие от весовой компенсации руля высоты при криволинейном полёте. Амортизационная пружина предназначалась для повышения запаса продольной динамической устойчивости штурмовика при полёте с брошенной ручкой управления — натяжение амортизационной пружины создавало постоянно действующую силу, возвращающую руль высоты в исходное положение при изменении режима полёта самолёта под действием внешних сил.

Для улучшения центровки самолёта Ил-2 концы консолей крыла поданы назад, что возвращает центровку самолёта до центровки одноместного самолёта Ил-2, то есть до 28,0 %. Вместо деревянного крыла произведена установка металлического крыла, которое повышало живучесть и улучшало ремонтно-эксплуатационные качества Ил-2. К концу 1944 года заводами № 18, 1 и 30 было отправлено в части ВВС КА 7377 модифицированных штурмовиков Ил-2 с металлическими крыльями стрельчатой конструкции, при этом авиазавод № 1 выпускал Ил-2 и с деревянным крылом.

- Ил-2 М-82 — опытный вариант штурмовика, оборудованный двигателем воздушного охлаждения М-82 с взлётной мощностью 1675 л. с. Эта разработка была начата после захвата Смоленска немцами 16 июля 1941 года, что привело к угрозе захвата Москвы и вынужденной эвакуации завода, производившего двигатели А. Микулина АМ-38 за Урал. Появился риск нехватки этих двигателей. Однако, с мая 1942 года в Перми развернулось производство двигателя М-82 мощностью 1676 лс. Этот двигатель был доступен в количествах, достаточных для того, чтобы подвигнуть ОКБ Ильюшина к разработке варианта Ил-2 под новый двигатель. Двигатель М-82 устанавливался несколько ниже и без бронирования (так как он имел воздушное охлаждение) и, следовательно, был более уязвим для огня противника. Вместе с тем было бронировано место воздушного стрелка с пулемётом УБТ. Самолёт имел новый винт с коническим коком и увеличенные до 724 литров топливные баки. По своим характеристикам Ил-4 незначительно уступал исходному Ил-2, но к тому времени стало ясно, что перебоев с двигателями АМ-38 не будет. Был также построен одноместный Ил-2 М-82ИР, который успешно прошёл заводские испытания к середине августа 1942 года (отчёт по испытаниям утверждён 18 августа 1942 года), однако на государственные испытания штурмовик не передавался и в дальнейшем все работы по установке двигателя воздушного охлаждения были прекращены. Обозначение Ил-4 перешло к дальнему бомбардировщику ДБ-3Ф.

15. Девушки-оружейницы заряжают пулемет УБТ штурмовика ИЛ-2 капитана В.Б. Емельяненко. Время съемки: 1943.

Девушки-оружейницы 7-го гвардейского штурмового авиаполка 230-й штурмовой авиационной дивизии заряжают 12,7-мм авиационный пулемет УБТ штурмовика ИЛ-2 командира третьей эскадрильи гвардии капитана В.Б. Емельяненко (1912 — 2008). Кадр из кинохроники — документального фильма «Крылья народа». Кинохроника запечатлела личный состав полка, в том числе играющих на балалайке и гитаре гвардии капитана В.Б. Емельяненко и гвардии младшего лейтенанта И.А. Чернеца (1920—1999).

15. Девушки-оружейницы заряжают пулемет УБТ штурмовика ИЛ-2 капитана В.Б. Емельяненко. Время съемки: 1943. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

- Ил-2 ШФК-37 — опытный одноместный вариант штурмовика с двигателем АМ-38, вооружённый, помимо двух крыльевых пулемётов ШКАС, двумя 37-мм авиационными пушками конструкции ОКБ-15 Б. Г. Шпитального ШФК-37 (Шпитальный, фюзеляжно-крыльевая, калибра 37 мм). 9 штурмовиков принимали участие в боевых действиях 688-го ШАП 228-й ЩАД 16-й ВА с 27 декабря 1942 года по 23 января 1943 года под Сталинградом при уничтожении немецкой окружённой группировки в полосе 65-й армии генерал-лейтенанта П. И. Батова. Боевые действия велись с полевых аэродромов с/х. «Пролетарий», затем станицы Качалинская. В серию не пошёл.

- Ил-2 НС-37 — серийная модификация двухместного Ил-2 АМ-38Ф, на который с целью повышения противотанковых свойств штурмовой авиации устанавливались две пушки калибра 37 мм 11П-37 ОКБ-16 с боекомплектом по 50 снарядов на пушку, без реактивных снарядов, с бомбовой нагрузкой 100 кг в нормальном варианте и 200 кг в перегрузочном.

- Ил-2 НС-45 — опытный образец самолёта Ил-2 АМ-38ф с двумя крыльевыми пушками НС-45. Полигонные испытания Ил-2 с НС-45 показали неудовлетворительную эффективность стрельбы из них в воздухе по малоразмерным целям. Главным образом из-за сильной отдачи пушек при стрельбе — максимальная сила отдачи авиапушки на наземном станке достигала 7000 кг. В серию не пошёл.

Ил-2Т — по опубликованному свидетельству бывшего авиамеханика 23 ОШАП ЧФ, в одной из эскадрилий полка было звено самолётов Ил-2Т, совершавшее боевые вылеты в 1944 году. Модификация представляла собой Ил-2м3, в котором для экономии массы были демонтированы пушки ВЯ-23 и из стрелкового вооружения остались 3 пулемёта: 2 крыльевых и пулемёт заднего стрелка. Благодаря этому машина была способна поднять самую маленькую советскую торпеду 45-36АН. Однако до сих пор не обнаружены документы, подтверждающие существование данной модификации, хотя существуют многочисленные авиамодели и модификация используется в видеоиграх.

16. Фронтовая комсомольско-молодежная бригада Виктора Ермилова за сборкой штурмовика Ил-2 на заводе №30 в Куйбышеве. Слева направо: А. Вызарь, Н. Гаритовский, Ю. Гагаров, В. Ермилов.

16. Фронтовая комсомольско-молодежная бригада Виктора Ермилова за сборкой штурмовика Ил-2 на заводе №30 в Куйбышеве. Слева направо: А. Вызарь, Н. Гаритовский, Ю. Гагаров, В. Ермилов. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

17. Бригада Кати Мясоновой в сборочном цеху штурмовиков Ил-2 завода №30 в Куйбышеве.

17. Бригада Кати Мясоновой в сборочном цеху штурмовиков Ил-2 завода №30 в Куйбышеве. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

18. Установка двигателя АМ-38 на штурмовик Ил-2 в сборочном цехе авиазавода № 18 им. Ворошилова. Время съемки: 1942.

18. Установка двигателя АМ-38 на штурмовик Ил-2 в сборочном цехе авиазавода № 18 им. Ворошилова. Время съемки: 1942. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

19. Бригада Елены Сухановой на сборке штурмовика Ил-2. Место съемки: Куйбышев, СССР.

19. Бригада Елены Сухановой на сборке штурмовика Ил-2. Место съемки: Куйбышев, СССР. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

20. Летчики-штурмовики В.М. Локтионов, М.П. Ступишин и А.И. Соколов идут мимо штурмовика Ил-2. Время съемки: август 1942.

Летчики-штурмовики из 312-го штурмового авиаполка, 233-й штурмовой авиадивизии, 1-й воздушной армии Западного фронта: младший лейтенант Василий Михайлович Локтионов (1919 — 16.12.1942), младший лейтенант Михаил Протасович Ступишин (02.11.1916 — 17.05.1980; впоследствии Герой Советского Союза) и младший лейтенант Александр Ильич Соколов (1919 — 23.08.1942) идут мимо штурмовика Ил-2.

20. Летчики-штурмовики В.М. Локтионов, М.П. Ступишин и А.И. Соколов идут мимо штурмовика Ил-2. Время съемки: август 1942. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

21. Экипаж самолета Ил-2 штурман эскадрильи старший лейтенант Георгий Кириллович Денисенко (10.05.1921 — 20.03.2011) и стрелок Пантелей Петрович Крючков (08.08.1916 — 06.1987) перед вылетом на аэродроме в Венгрии.

Экипаж самолета Ил-2 235-го штурмового авиаполка 264-й авиадивизии 5-го авиакорпуса 2-го Украинского фронта: штурман эскадрильи старший лейтенант Георгий Кириллович Денисенко (10.05.1921 — 20.03.2011) и стрелок Пантелей Петрович Крючков (08.08.1916 — 06.1987) перед вылетом на аэродроме в Венгрии.

Георгий Денисенко участник войны с октября 1943. К сентябрю 1944 года совершил 118 боевых вылетов, уничтожил на земле и в воздухе 8 самолетов, сжег несколько десятков танков, более 100 автомашин противника. 15 мая 1946 года Г. К. Денисенко было присвоено звание Героя Советского Союза.

Воздушный стрелок Пантелей Крючков, совершивший за годы войны 205 боевых вылетов и сбивший в одном из боев два немецких истребителя Fw. 190, тоже представлялся к званию Героя Советского Союза, однако высокого звания удостоен не был. По неизвестным причинам награда была заменена на Орден Отечественной Войны 1-й степени, несмотря на то, что под заключением «Достоин звания Герой Советского Союза» поставили подписи все вышестоящие командиры, в том числе командующий 2-м Украинским фронтом маршал Р.Я. Малиновский.

21. Экипаж самолета Ил-2 штурман эскадрильи старший лейтенант Георгий Кириллович Денисенко (10.05.1921 — 20.03.2011) и стрелок Пантелей Петрович Крючков (08.08.1916 — 06.1987) перед вылетом на аэродроме в Венгрии. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

22. Экипажи штурмовиков Ил-2 слушают наставления командира на полевом аэродроме.

22. Экипажи штурмовиков Ил-2 слушают наставления командира на полевом аэродроме. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

23. Советские летчики возле штурмовика Ил-2 обсуждают боевое задание.

23. Советские летчики возле штурмовика Ил-2 обсуждают боевое задание. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

24. Военный кинооператор Центральной студии документальных фильмов Г.К. Епифанов у самолета Ил-2 перед вылетом на съемку.Время съемки: 1944.

24. Военный кинооператор Центральной студии документальных фильмов Г.К. Епифанов у самолета Ил-2 перед вылетом на съемку.Время съемки: 1944. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

25. Cтарший лейтенант Иван Иванович Григорьев (1922 — 1945) с товарищем по эскадрилье у штурмовика Ил-2.

И.И. Григорьев (на снимке справа) после окончания авиашколы 22 апреля 1943 года был направлен в действующую армию. К марту 1945 года в составе 93-го гвардейского штурмового авиационного полка совершил 155 успешных боевых вылетов на штурмовике Ил-2 на штурмовку и разведку войск противника, в воздушных боях сбил 4 самолета противника лично и 1 в группе, 4 самолета уничтожил на земле.

8 мая 1945 года И.И. Григорьев вылетел на боевое задание из района города Коттбус (Германия) для поддержки наземных войск в Пражской наступательной операции. Над территорией Польши его самолет, летевший на малой высоте, был обстрелян зенитным огнем и сбит. Летчик приказал воздушному стрелку покинуть машину, и тот выбросился с парашютом. За ним последовал и летчик, но для раскрытия парашюта уже не хватило высоты. И. И. Григорьева похоронили в братской могиле в городе Ченстохов (Польша ).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 г. И.И. Григорьеву присвоено звание Героя Советского Союза.

25. Cтарший лейтенант Иван Иванович Григорьев (1922 — 1945) с товарищем по эскадрилье у штурмовика Ил-2. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

26. Советские штурмовики Ил-2 наносят удар по противнику в Померании. Время съемки: февраль 1945. Автор: Борис Ярославцев

26. Советские штурмовики Ил-2 наносят удар по противнику в Померании. Время съемки: февраль 1945. Автор: Борис Ярославцев Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

27. Партийное собрание во 2-й эскадрильи 144-го гвардейского штурмового авиаполка у штурмовика Ил-2. На колесе сидит заместитель командира эскадрильи гвардии лейтенант Александр Иванович Гридинский (14.09.1921 — 07.06.1944). Время съемки: 1944.

27. Партийное собрание во 2-й эскадрильи 144-го гвардейского штурмового авиаполка у штурмовика Ил-2. На колесе сидит заместитель командира эскадрильи гвардии лейтенант Александр Иванович Гридинский (14.09.1921 — 07.06.1944). Время съемки: 1944. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

28. Авиатехник заправляет топливом штурмовик Ил-2.

28. Авиатехник заправляет топливом штурмовик Ил-2. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

29. Командир эскадрильи 6-го отдельного гвардейского штурмового авиаполка капитан Иван Александрович Мусиенко (1915 — 1989) у штурмовика Ил-2. Время съемки: 1943.

И.А. Мусиенко по национальности украинец. С первых дней Великой Отечественной войны воевал на Западном фронте. Затем воевал на Брянском, Калининском, 1-м Прибалтийском фронтах. Прошел боевой путь от командира звена до командира авиаполка. С июля 1942 года по октябрь 1943 года командовал эскадрильей. 6-й отдельный гвардейский штурмовой авиационный полк под его командованием с октября 1944 по январь 1945 года уничтожил около двухсот автомашин, более ста железнодорожных вагонов, четыре склада с горючим, десять дзотов, около полусотни орудий противотанковой и зенитной артиллерии и много другой боевой техники, а также живой силы противника. Сам И.А. Мусиенко совершил 126 боевых вылетов.

18 августа 1945 года за умелое командование частью, мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, гвардии майору Мусиенко Ивану Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8650).

29. Командир эскадрильи 6-го отдельного гвардейского штурмового авиаполка капитан Иван Александрович Мусиенко (1915 — 1989) у штурмовика Ил-2. Время съемки: 1943. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

30. Группа технического состава 3-й эскадрильи 800-го штурмового авиаполка у штурмовика Ил-2.

30. Группа технического состава 3-й эскадрильи 800-го штурмового авиаполка у штурмовика Ил-2. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

31. Технический состав 820-го штурмового Киевского авиаполка у штурмовика Ил-2.

31. Технический состав 820-го штурмового Киевского авиаполка у штурмовика Ил-2. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

32. Советские одноместные штурмовики Ил-2 ранних серий на аэродромной стоянке. 1941 — 1942 гг.

32. Советские одноместные штурмовики Ил-2 ранних серий на аэродромной стоянке. 1941 — 1942 гг. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

33. Советский авиамеханик помогает пристегнуть парашюты экипажу самолета Ил-2 перед вылетом.

33. Советский авиамеханик помогает пристегнуть парашюты экипажу самолета Ил-2 перед вылетом. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

34. Советские летчики на аэродроме проходят мимо своих штурмовиков Ил-2.

34. Советские летчики на аэродроме проходят мимо своих штурмовиков Ил-2. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

35. Советский штурмовик Ил-2 в сборочном цехе авиазавода № 18 им. Ворошилова. К самолету готовятся подвесить испытательные бомбы. Место съемки: Куйбышев. Время съемки: 1942.

35. Советский штурмовик Ил-2 в сборочном цехе авиазавода № 18 им. Ворошилова. К самолету готовятся подвесить испытательные бомбы. Место съемки: Куйбышев. Время съемки: 1942. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

36. Советские авиамеханики заправляют топливом штурмовик Ил-2 на зимнем аэродроме.

36. Советские авиамеханики заправляют топливом штурмовик Ил-2 на зимнем аэродроме. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

37. Воздушный стрелок в кабине советского штурмовика Ил-2.

37. Воздушный стрелок в кабине советского штурмовика Ил-2. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

38. Заместитель командира 568-го штурмового авиаполка (27 октября 1944 г. преобразован в 187 ГШАП) по политической части майор Михаил Иванович Касимов в кабине самолета Ил-2. Время съемки: 1943.

Михаил Иванович Касимов в РККА с 1929 г. После окончания школы летчиков направлен инструктором в летное училище. В 1937 г. в связи с «чистками» уволен из действующей армии и исключен из партии. Работал на труболитейном заводе в Липецке. В первые дни войны подал рапорт об отправке на фронт.

В августе 1941 г. зачислен в штат летного состава РККА, в сентябре назначен на должность старшего политрука формирующегося 568-го ШАП. На фронте заново изучил самолеты По-2, Ут-2 и под руководством командира полка восстановил на них практические навыки. Вскоре сдал зачеты и по Ил-2, вылетел на нем самостоятельно, стал совершать боевые вылеты. В боях под Сталинградом был ранен, но оправившись от контузии, продолжал летать. Назначен на должность заместителя командира полка по политической части. Погиб в августе 1944 г. над Яссами (Румыния).

38. Заместитель командира 568-го штурмового авиаполка (27 октября 1944 г. преобразован в 187 ГШАП) по политической части майор Михаил Иванович Касимов в кабине самолета Ил-2. Время съемки: 1943. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

39. Группа советских летчиков у штурмовиков Ил-2 на аэродроме.

39. Группа советских летчиков у штурмовиков Ил-2 на аэродроме. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

40. Запуск двигателя штурмовика Ил-2 Краснознаменного Балтийского флота на аэродроме при помощи авиастартера. Время съемки: декабрь 1941.

40. Запуск двигателя штурмовика Ил-2 Краснознаменного Балтийского флота на аэродроме при помощи авиастартера. Время съемки: декабрь 1941. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

41. Штурмовик Ил-2М3 из состава 2-й эскадрильи 566-го штурмового авиаполка на аэродроме. В кабине – командир эскадрильи старший лейтенант Василий Ильич Мыхлик (будущий Дважды Герой Советского Союза).

На борту самолета изображен силуэт Петропавловской крепости и нанесены надписи: «За Ленинград» и «Месть за Христенко» (летчик эскадрильи, погибший в начале 1944 года).

Место съемки: Ленинградский фронт. Время съемки: 1944.

41. Штурмовик Ил-2М3 из состава 2-й эскадрильи 566-го штурмового авиаполка на аэродроме. В кабине – командир эскадрильи старший лейтенант Василий Ильич Мыхлик (будущий Дважды Герой Советского Союза). Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

42. Комсомольцы Ярославской области передают летчикам 448-го штурмового авиаполка эскадрилью штурмовиков Ил-2 «Ярославский комсомолец», построенных на средства, собранные молодежью области. Ленинградский фронт. Время съемки: декабрь 1942.

42. Комсомольцы Ярославской области передают летчикам 448-го штурмового авиаполка эскадрилью штурмовиков Ил-2 «Ярославский комсомолец», построенных на средства, собранные молодежью области. Ленинградский фронт. Время съемки: декабрь 1942. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

43. Летчик 175-го гвардейского штурмового авиаполка командир звена гвардии лейтенант Шота Иосифович Шургая на аэродроме у самолета Ил-2.

Шота Иосифович Шургая в РККА с 1940 г. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов в 1943 г. В составе 874-го ШАП (175-го ГШАП) с сентября 1943 г. К марту 1945 г. совершил 110 боевых вылетов на штурмовку войск и техники противника. 15 марта 1946 г. удостоен звания Герой Советского Союза.

43. Летчик 175-го гвардейского штурмового авиаполка командир звена гвардии лейтенант Шота Иосифович Шургая на аэродроме у самолета Ил-2. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

44. Советский штурмовик Ил-2 на лыжном шасси. Под крыльями штурмовика подвешены реактивные снаряды РС-132. Зима 1941—1942 гг.

44. Советский штурмовик Ил-2 на лыжном шасси. Под крыльями штурмовика подвешены реактивные снаряды РС-132. Зима 1941—1942 гг. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

45. Замена поврежденного крыла штурмовика Ил-2 гвардии старшего лейтенанта С.И. Кузнецова после возвращения с боевого задания. Место съемки: Польша. Время съемки: 13.08.1944.

45. Замена поврежденного крыла штурмовика Ил-2 гвардии старшего лейтенанта С.И. Кузнецова после возвращения с боевого задания. Место съемки: Польша. Время съемки: 13.08.1944. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

46. Летчик 15-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии младший лейтенант Евгений Михайлович Чирков у штурмовика Ил-2.

Евгений Михайлович Чирков за время службы в 15-м ГШАП совершил 16 боевых вылетов. 7 августа 1943 г. его самолет был сбит огнем зенитной артиллерии противника в районе с. Анненское. Гвардии младший лейтенант Е.М. Чирков и гвардии старший сержант П.Ф. Чубаров погибли.

Обломки самолёта и останки экипажа были обнаружены поисковым отрядом «Рубин» в лесу в Кировском районе Ленинградской области в августе 2001 г. В июне 2003 г. на воинском кладбище в п. Марьино на могиле лётчиков был торжественно открыт памятник.

46. Летчик 15-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии младший лейтенант Евгений Михайлович Чирков у штурмовика Ил-2. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

47. Летчик 175-го гвардейского штурмового авиационного Слуцкого Краснознаменного полка гвардии лейтенант Мария Ильинична Толстова (р.1918) в кабине штурмовика Ил-2.

Мария Ильинична Толстова — одна из пяти женщин-пилотов, воевавших на штурмовиках Ил-2.

В 1939 г. закончила двухгодичные курсы при Прокопьевском аэроклубе, работала в нем инструктором. Стремясь попасть на фронт, осенью 1942 г. добровольцем вступила в Красную Армию, став санинструктором батальона 2-й гв. воздушно-десантной дивизии. Участвуя в боях по ликвидации демянского плацдарма, в период 26.02-3.03.43 г. под огнем противника оказала первую медицинскую помощь 450 раненым, за что 10.03.1943 г. награждена медалью «За отвагу». Добившись перевода в авиацию, стала инструктором, а затем и командиром звена 11-го отдельного авиационного учебно-тренировочного смешанного полка, где за успешную подготовку летчиков Ил-2 и По-2 для частей 16-й воздушной армии 15.09.1944 г. была награждена орденом Красной Звезды. С декабря 1944 г. — летчик, а с марта 1945 г. — командир звена 175-го гвардейского штурмового авиационного Слуцкого Краснознамённого полка, совершила до окончания войны 42 боевых вылета. За мужество и отвагу при нанесении бомбово-штурмовых ударов в марте и апреле 1945 г. награждена орденами Красного Знамени. После войны уже в гражданской авиации продолжала летать до 1959 г.: на ставшем родным По-2 перевозила почту, патрулировала леса, работала в отряде сельхозавиации.

47. Летчик 175-го гвардейского штурмового авиационного Слуцкого Краснознаменного полка гвардии лейтенант Мария Ильинична Толстова (р.1918) в кабине штурмовика Ил-2. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

48. Летчик-штурмовик гвардии лейтенант Атар Константинович Джинчарадзе, совершивший 60 боевых вылетов, на фоне штурмовика Ил-2.

48. Летчик-штурмовик гвардии лейтенант Атар Константинович Джинчарадзе, совершивший 60 боевых вылетов, на фоне штурмовика Ил-2. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

49. Стрелок-радист экипажа штурмовика Ил-2 гвардии капитана А.Е. Гургенидзе гвардии старший сержант Виталий Николаевич Жалнин.

Воевал в составе 8-го гвардейского штурмового авиационного Феодосийского дважды краснознаменного полка ВВС Черноморского Флота и 7-го гвардейского штурмового авиационного Таллинского краснознаменного ордена Ушакова полка ВВС Балтийского Флота. Участник Великой Отечественной войны с октября 1943 г. Совершил 102 боевых вылета, в воздушных боях сбил 5 самолетов. Представлялся к званию Героя Советского Союза. По представлению военного времени в 1996 г. присвоено звание Героя России.

49. Стрелок-радист экипажа штурмовика Ил-2 гвардии капитана А.Е. Гургенидзе гвардии старший сержант Виталий Николаевич Жалнин. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

50. Флагманский (самолета командира полка) воздушный стрелок советского штурмовика Ил-2 старшина П. Шуляков. На переднем плане 12,7-мм пулемет УБТ (универсальный Березина турельный).

50. Флагманский (самолета командира полка) воздушный стрелок советского штурмовика Ил-2 старшина П. Шуляков. На переднем плане 12,7-мм пулемет УБТ (универсальный Березина турельный). Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

51. Командир эскадрильи 617-го штурмового авиаполка старший лейтенант А.Ф. Трошкин (справа) объясняет задачу сержанту В. Бабанскому. На заднем плане штурмовик Ил-2 с надписью «Александр Суворов». Время съемки: 1943.

51. Командир эскадрильи 617-го штурмового авиаполка старший лейтенант А.Ф. Трошкин (справа) объясняет задачу сержанту В. Бабанскому. На заднем плане штурмовик Ил-2 с надписью «Александр Суворов». Время съемки: 1943. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

52. Механик по вооружению гвардии сержант 15-го гвардейского штурмового авиаполка К.Угодин готовит бомбовый груз самолету Ил-2. Время съемки: 1942 Автор: А. Громов (А. Айзенштейн).

52. Механик по вооружению гвардии сержант 15-го гвардейского штурмового авиаполка К.Угодин готовит бомбовый груз самолету Ил-2. Время съемки: 1942 Автор: А. Громов (А. Айзенштейн). Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

53.Группа самолетов-штурмовиков Ил-2 7-го гвардейского штурмового авиаполка 230-й штурмовой авиадивизии в воздухе. На переднем плане штурмовик Ил-2 капитана В.Б. Емельяненко, будущего Героя Советского Союза. Северо-Кавказский фронт.

53.Группа самолетов-штурмовиков Ил-2 7-го гвардейского штурмового авиаполка 230-й штурмовой авиадивизии в воздухе. На переднем плане штурмовик Ил-2 капитана В.Б. Емельяненко, будущего Героя Советского Союза. Северо-Кавказский фронт. Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

54. Советские самолеты-штурмовики Ил-2 вылетают на боевое задание под Сталинградом. Время съемки: январь 1943. Автор: Георгий Зельма

54. Советские самолеты-штурмовики Ил-2 вылетают на боевое задание под Сталинградом. Время съемки: январь 1943. Автор: Георгий Зельма Великая Отечественная Война, СССР, Советская авиация

Источник

Картина дня

наверх