На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Московский университет 50-х годов

КОРЖЕВСКИЙ Борис Георгиевич (1927-2004) «После лекций. Портрет академика Зелинского Н.Д. с учениками». 1952 г.
Холст, масло. 220 х 172 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

 


В 1950 году молодой художник из Краснодарского края Борис КОРЖЕВСКИЙ закончил Московский государственный институт им. В.И. Сурикова, где учился в портретной мастерской академика И. ГРАБАРЯ и мастерской П. КОНЧАЛОВСКОГО. От своих учителей Коржевский унаследовал интерес к колористическим экспериментам и смелость творческого поиска. Молодой художник в 1952-1954 годах работал в творческой командировке по воссозданию панорамы «Оборона Севастополя». Много времени и сил отдал художник созданию серии произведений по творчеству Владимира МАЯКОВСКОГО. Но, все-таки основной темой мастера в творчестве была современность. Особенно нравилось художнику размышлять над жизнью современного города и человека в его пространстве. Этим интересом продиктован и сюжет картины, изображающей всемирно известного химика академика Николая Дмитриевича ЗЕЛИНСКОГО (1861-1953).

Зелинский – крупный учёный в области органической химии, один из основоположников учения об органическом катализе. С 1893 по 1953 он – профессор Московского университета, кроме периода 1911-1917, когда покинул университет в знак протеста против реакционной политики царизма по отношению к высшей школе.

В 1935 г. Зелинский стал одним из организаторов Института органической химии АН СССР, который с 1953 носит его имя. Фундаментальные труды 3елинского и его учеников, составивших научную школу, сыграли большую роль в развитии отечественной химической, и прежде всего нефтехимической промышленности, в укреплении обороноспособности страны. Особое место в деятельности 3елинского заняло создание в 1915 г. противогаза. Применение германскими войсками с начала 1-й мировой войны различных отравляющих веществ показало неэффективность влажных масок и масок с очками. Основываясь на своих исследованиях адсорбции, Зелинский предложил новый принцип защиты – с помощью активированного угля. Уже в 1916 русская армия получила около 5 млн. сухих фильтрующих противогазов. Идеи 3елинского и ныне используют во всём мире при конструировании противогазов. В годы Великой Отечественной войны учёный-патриот весь свой талант и огромный опыт направил на улучшение обеспечения действующей армии и укрепление военной экономики СССР.

Сейчас трудно сказать – была ли картина заказной или Коржевский написал её по своему желанию, был ли он знаком с учёным или создавал его портрет по фотографии. Многофигурная жанровая картина-портрет была написана за год до ухода из жизни знаменитого академика. В любом случае – это Москва тех лет.

Сюжет картины внешне прост – благодарные ученики Московского государственного университета, провожающие учителя после лекции и не желающие с ним расставаться. Высокие пролетные арки, колонны, лестница, белоснежные скульптуры ЛЕНИНА и СТАЛИНА – всё призвано продемонстрировать торжество Советского строя. Художник, рисуя лица студентов и учителя, проявил себя как портретист-психолог. Он создал полотно, ставшее великолепным рассказом о том времени.
 

Картина дня

наверх