На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Опальный граф Меншиков с семьей в ссылке. Город Берёзов Тобольской губернии

 СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916) «Меншиков в Берёзове». 1883 г.
Холст, масло. 169 х 204 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.



После кончины первого российского императора и восшествия на престол ЕКАТЕРИНЫ I, Александр Данилович МЕНШИКОВ стал фактическим правителем России. Но очень скоро, благодаря проискам своих недругов, он оказался в опале и был без следствия и суда сослан в сибирский городок Берёзов Тобольской губернии.

У семьи были изъяты все награды, драгоценности, имущество. От баснословного богатства остались крохи: в ссылку он ехал в собольей шапке, атласном зелёном бешмете, кафтане и камзоле, вёз тёплый халат, три подушки. Гардероб женщин включал тафтяные шубы, атласные чепцы, корсеты, юбки и прочее. Из посуды было разрешено взять медный котёл, три кастрюли, по дюжине оловянных блюд и тарелок и три железные треноги. Вместе с Меншиковым в ссылку отправились десять его слуг.

Супруга Меншикова ДАРЬЯ МИХАЙЛОВНА скончалась в пути, в 12 верстах от Казани. Дореволюционный путеводитель по Волге среди достопримечательностей упоминал часовню, воздвигнутую на месте захоронения княгини.

Потерявший все надежды на снисхождение бывший «счастья баловень безродный, полудержавный властелин», как назвал его в поэме «Полтава» Александр ПУШКИН, стоически сносил все выпавшие на его долю испытания: «С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу». В опале он сохранил то, что не в силах были отнять у него противники, – самообладание и оптимизм. Он стоически переносил ссылку. Поверженный, он не обращался с просьбами к победителям.

Меншиков умер во время эпидемии оспы 12 (23) ноября 1729 года в возрасте 56 лет. Бывшего генералиссимуса и адмирала без пушечной пальбы и торжественных церемоний похоронили у церкви Рождества Богородицы, которую он срубил своими руками. Умению владеть топором князь обучился на Саардамской верфи. Потом река Северная Сосьва смыла его могилу.

«Меншиков в Берёзове» – одна из самых лучших картин русского изобразительного искусства по глубине раскрытия исторической темы, психологической выразительности, силе драматизма, совершенству композиционного и живописного решения.

На картине изображена полутёмная бревенчатая изба. За небольшим столом сидит ссыльный князь Александр Данилович, около него трое детей.

Могучая фигура Меншикова в грубом тёмно-сером тулупе, с большой головой и резко очерченным профилем чётко выделяется на фоне тёмной бревенчатой стены. Он сидит неподвижно, весь во власти дум и чувств. Сосредоточенное лицо с крупным орлиным носом, резко выступающим тяжёлым подбородком, крепко сжатыми губами говорит об огромной воле, о неукротимой силе этого человека. Острый взгляд тёмно-карих глаз под нахмуренными бровями отражает то, что происходит в душе светлейшего князя: ненависть и гнев к тем, кто обрёк его на жалкое и постыдное существование. Меншиков не смирился, в нём растёт ожесточение, но он чувствует своё бессилие. Как убедительно говорит об этом рука, тяжело лежащая на коленях! Кажется, она сжимается и разжимается в злобе и ярости. Но нет уже в герое прежней силы, и фигура его вселяет предчувствие гибели, на которую обречён этот гордый, волевой человек, привыкший к кипучей деятельности, к власти, к богатству, к славе.

Рядом с ним две дочери и сын-подросток, разделившие судьбу отца. Прижавшись к его коленям, сидит на низкой скамеечке старшая дочь, шестнадцатилетняя МАРИЯ (1811-1829) – бывшая невеста императора ПЕТРА II. Она была образована, знала несколько языков, великолепно пела и танцевала. Бледное прекрасное лицо её полно неизбывной, затаённой печали. Она умрёт в том же году, что и отец, пережив его чуть более месяца.

В глубине, в центре – сын АЛЕКСАНДР (1814-1864). Лицо тринадцатилетнего подростка не по-детски серьёзно и печально. Его слегка склонённая голова опирается на правую руку. Другой он механически снимает с подсвечника воск. В этой позе и жесте чувствуются уныние и беспомощность, ещё больше подчёркивающие скрытую силу в фигуре старшего Меншикова.

Александру помилование и возвращение княжеского титула дарует АННА ИОАННОВНА в 1731 году. Меншиков вступит прапорщиком гвардии в Преображенский полк, будет участвовать во взятии Очакова (1737) и Хотина (1739). В 1738 году за храбрость его произведут из поручиков в капитан-поручики, через 10 лет он уже в чине секунд-майора. В 1757 году будет пожалован орденом Святого Александра Невского и званием генерал-поручика, после восшествия на престол императрицы ЕКАТЕРИНЫ II – званием генерал-аншефа.

Младшая дочь, АЛЕКСАНДРА (1812-1836), читает книгу и, видимо, поглощена её содержанием. Чувствуется, что девушка на время забыла об окружающей её убогой обстановке. Одета Александра наряднее всех: голубая парчовая юбка с бледно-розовыми цветами и тёмно-коричневая телогрейка, опушённая белым мехом. Золотистые волосы причудливо причесаны. Есть что-то трогательно-наивное в этом стремлении девушки сохранить воспоминание о былом блеске и нарядах.

После окончания ссылки, в 1732 году, Александра выйдет замуж за генерал-аншефа и гвардии майора Густава Бирона, младшего брата фаворита императрицы Эрнста Иоганна БИРОНА.

С художественной убедительностью изобразил Суриков и окружающую обстановку. Убого, мрачно, холодно в избе с земляным полом, на котором постелена медвежья шкура. Маленькое слюдяное оконце, покрытое слоем льда, едва пропускает тусклый свет зимнего дня. Комната погружена в полумрак. Чувствуется сибирская стужа, проникающая в это бедное жилище. Оранжево-красноватые отсветы слабого огонька лампады слегка золотят оклады икон. От этого ещё темнее, мрачнее в избе и усиливается впечатление оторванности ссыльных от всего мира…
 

Картина дня

наверх