На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Анонимные письма российских подданных в адрес Николая II ( из архивов )

Похожее изображение

Прибытие императора Николая II на железнодорожный вокзал в г. Киеве

 

Анонимные письма российских подданных в адрес царя и министров — это отдельный, весьма специфический вид источников. Сами высокопоставленные адресаты, конечно, подобные обращения не вскрывали, но и оставить их без внимания власти не могли. Ведь наряду с письмами с нелестной, а зачастую и нецензурной критикой режима, среди анонимной корреспонденции могли оказаться сообщения о будущих покушениях, экспроприациях или какой-либо иной крамоле. Авторство и сообщаемые сведения требовали проверки компетентными органами, в связи с чем подобные письма откладывались в фондах различных учреждений ведомства Министерства внутренних дел.

Если охранителей режима больше интересовала конкретная информация и имена виновных, то нас больше волнует стилистика и градус высказываний — по какому поводу и в какой форме разгневанные граждане изливали своё негодование. Мы не преследуем цели выявить всю подноготную неизвестных критиков царского режима, а предлагаем лишь вдохнуть дивный аромат эпохи, исходящий от анонимных эпистол: неуклюжая деревенская брань и классика жанра — кровавый навет — соседствуют с остатками религиозного мировосприятия и зачатками классового сознания. Для полноты картины орфография источников сохранена. Все письма датированы 1907 годом.


 

Анонимные письма на имя Николая II, подписанные именами Васильковского головы Зубчевского и Васильковского войскового начальника Торичнева

 

С. — Петербург. Царский дворец. Для господину Николаю Александровичу II-й Романову. Письмо нужно.

№1.
С.-Петербург.

Ду дорого нашего царя дурака Николай Александровитт Романов. Первым долгом мы извещаю тебя, что мы слава Бога живы и здоровы и мы еще успеем тебя убить, и твой наследник Алексей тоже не будет жить. Мы зато тебя ругаем, чтоб тебя холера задавила. Сколько голов ты в этом году положил, зато ты дурак, болван, свин[ь]я и скотина. Аля! Аля!

№2.

Чтоб ты здох. Вот опять слышится война. Ты опять хочешь положить столько голов, ничего ты жить не будешь, и твои девушки тоже не будут жить. Ты свинья. Чтоб ты здох, собака барбос, чтоб ты пропал.

Подпись.

Васильковский голова Зубчевский и Васильковский войский начальник Торичнев.


Анонимное письмо о пожарах

Наступают жаркие дни, а с ними и возможность пожаров, подобных Сызранскому; евреи обливают дома по ночам составом, который горит от солнца. Распорядитесь по всей России, чтобы евреи от заката солнца до восхода были по домам все лето; вы увидите, что пожаров будет мало все лето так, как никогда не было.

В успехах еврейских замыслов я разочаровалась и раскрою много еще хуже. Чемберлен знает не все: евреи едят человечину. Когда евреи оставят свою веру, то всем хорошо будет. Помогите от кагала — друг дружки боимся.


 

Анонимное письмо «от солдат» к премьер-министру Петру Столыпину

От солдат.

Столыпин, ты человек обеспеченный и сытый, и охота же тебе волындаться с таким грязным делом. Негодяи кашу заварили, а ты в чужом пиру похмелья ищешь и берешься эту кашу расхлебывать. Ты говоришь, что, мол, нас не запугаешь, но мы пугать вас не будем, но посорвем вам всем головы и постараемся вас всех уничтожить, и вот хочешь, то верь, а не хочешь — это ваше дело, но мы, солдаты, заявляем вам наперед: мы идем вместе с народом, и если вы не отдадите нам, крестьянам, нашу землю и не прекратите военно-полевые суды и виселицы, то не за долгим это будет. Не оставим камня на камне. Предупреждаем, что это будет. Вы убиваете всецело образ Бога Небесн[ого] и вот, Столыпин, ты и все вы, и царь Ник[олай], оставьте ваше рукоделие. Плохая ваша профессия. Господь за свою бесценную алую кровь жестоко вас накажет. Не народ виноват в российской неурядице, а вы, наши начальники. Не надо царю Ник[олаю] кабак держать, не надо было войну с Японией открывать, не надо людей без вины убивать, не надо фальшивые манифесты издавать, а вам всем, начальникам, подлизниками и прихвостниками быть, и не надо ваших фальшивых законов иметь, потому что Бог любит правду и дело, но не ваши беззаконные законы и статьи. Дайте народу хлеба и жизнь, но не ваши виселицы и расстрелы и т.п. гадости.

За ваше беззаконие, ей Богу, вас Господь накажет!

Мы солдаты.


 

Анонимное письмо на имя Николая II

С.-Петербург. Его императорскому величеству государю Николаю Александровичу самодержцу всероссийскому.

Могилевской губ[ернии] Оршанского уезда
Мошковской, Баранской и Высоцкой волостей.

В борьбе обретешь ты право свое!

Царь! Мы тебя считали хозяином России, и называли своим бытьком. Когда тебя обижали, то мы заступались за тебя. Мы проливали свою кровь за тебя. Мы холодные и голодны[е] остаемся сами, но тебе помогали, все до копейки отдаем тебе, на преобразование нашей матушки России. Но образовал ли ты Россию? Где те образованные, на которых мы не жалеем своих сил и отдаем на них все, что имеем? Ты на наши кровные деньги не строишь просветительных заведений, но строишь тюрьмы, эшафоты, виселицы и пр., и пр. Чтобы содержать учителей, то ты содержишь жандармов, сыщиков, и п[рочих] собак, которые совершенно не нужны для образования России. Они не уважают родины, рвут ее на части. Которые уважают родину, и работали бы честно и справедливо, то ты тех благородных людей ссылаешь на каторги, томятся по тюрьмам, убиваешь их, Царь! Неужели тебя не трогает их кровь? Неужели тебя не трогает совесть, что ты за их деньги ведешь их на эшафот? Убийца ты безжалостный, вор ты, воруешь народные деньги; ты созвал думу, но на кой черт народу Государственная дума? В твоей думе депутаты дерутся, как пьяные извозчики в трактире. Нам такая дума не нужна, и мы сами созовем себе народных представителей, которые неспособны драться, как твои праздные дворяне и всякие босяки, подобно Пуришкевичу, но будут работать на благо родины. И сделаем это без твоего распоряжения, но тебе, если нравится такая дума, то ты содержи н[а] свои деньги, если они у тебя есть, но не смей народные деньги тратить!

Нам нужны деньги, деньги для блага родины, но не для твоих увеселительных домов. Мы голодаем, а ты содержишь себе шутов, которые нам обходятся в биллиарды рублей. Но довольно нам голодать, довольно на тебя работать! Пора тебе жить своим трудом, а нам жить своим умом!

Долой самодержавие! Долой Государственная Дума из России в Неметчину! Её немцы выдумали, тебя немцы в России любят, пусть забирают тебя к себе. Посмотрим, будут ли они тебя уважать в неметчине, император всероссийский, царь нагаек и штыков…

 



Документы публикуются по источнику:
ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 102 (Департамент полиции Министерства внутренних дел). Оп. 237 (Особый отдел. 1907 г.). Д. 18.

Источник

Картина дня

наверх