Как из камней и палок за три дня построить настоящий дом, в котором можно жить сто лет

Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com


 

Вам уже тридцать, а вы живете с родителями? У вас родился сын и ему нужна отдельная комната? Пришли гости, а вам негде их разместить?
К черту ипотеку, нафиг размены трешки родителей, есть способ проще.
Сегодня я расскажу вам, как из камней и палок за три дня построить настоящий дом, в котором можно жить сто лет.


01.
На севере Азербайджана есть замечательная деревня Хыналыг. Замечательна она своим расположением в горах на высоте 2200 метров над уровнем моря, относительной труднодоступностью, замечательными людьми и интересными домами.
  

Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

02.
Как вы понимаете, в горах на такой высоте со строительным материалом проблем нет. Камни тут кругом, в селе большое стадо овец, есть лошади и ослы - навоз дело наживное. С деревом, конечно, напряженка. Приходится спускаться ниже и добывать древесину там.
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

03.
Ну что, милок, сиднем сидишь? Бери ведро, мастерок и за работу!
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

04.
Скотина в таких местах это все. Транспорт, молоко, мясо, кожа для одежды и обуви, навоз. В таких местах практически безотходное производство. Летом скотина весь день находится на выпасе, а ночью или зимой живет в незамысловатых коровниках. Ну или кошарах, как вам удобней называть. Потому что там это называется совершенно другим словом.
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

05.
В течение жизни скотина питается и гадит. Style life у них такой. Конечно же, кто может, тот дает молоко, но таких меньшинство.
Так вот. Отходы жизнедеятельности это совершенно не отходы. В них содержаться тщательно перемолотые волокна трав, которые являются отличным связующим звеном для глины. У нас издревле коровьи лепехи добавляют в глину при строительстве мазанок и штукатурных работах. Тут точно такая же песня, только с глиной тоже напряженка. Поэтому чистый продукт лепят прямо на стены и сушат на солнце. Что не пойдет в строительство, то будет использовано в качестве топлива для обогрева зимой.
 
Сразу отвечу на вопрос. Нет, вони в деревне нет, нормальный живой запах.

Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

06.
Эта бригада мужиков делает кирпичи. Тут должен быть тонкий юмор про "отложить кирпич", но я воздержусь от этой шутки. Опять же, точно так же кирпичи делают во всем прогрессивном мире. В рамку набивается глина или чего там есть под рукой, рамка снимается, а получившийся кирпич сушится на солнце. По идее он еще должен обжигаться на огне, но не в этот раз.

Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

07.
Пока сушатся кирпичи, выкопаем туалет. Он представляет из себя отдельное помещение и делается так же, как и везде. Большая дырка в земле, сверху эм/жо. Тут опять немного труднее, так как земли нет и приходится обыкновенной киркой делать шурф в породе. Благо, она достаточно мягкая. Чаще всего, туалет делается сразу на несколько домов.
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

08.
Вот этот дом начали строить вчера. Стены возводятся из плоских камней, их тут полно. В качестве связующего элемента используют все тот же навоз с землей.
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

09.
Это не строительный мусор, это строительный материал!
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

10.
А вот и наши кирпичи. Они кладутся по периметру на самом верху стены возле стропил. Не знаю почему так. Может быть для утепления, может быть, чтобы выровнять уровень.
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

11.
Как вы заметили, брус на стропила и доски на крышу были куплены. Это сделано скорее из экономии времени, все то же самое можно было сделать из нераспущенного дерева, просто потребовалась бы кропотливая подгонка.
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

12.
Пока мужики делают обрешетку крыши, женщины и дети на соседней крыше устроили чаепитие. Чай это не только напиток, это жизнь. Все вертится вокруг него. Гостей встречают чаем, вопросы решаются за чаем. Самовары есть в каждом доме и не по одному.
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

13.
"Сегодня доделаете?"
"Нет, завтра!"
Завтра они рассчитывают закончить с крышей и приступить к отделочным работам.

Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

14.
Хорошая работящая женщина в доме это подарок. А на селе скорее, даже необходимость. Пока мужики отдыхают и травят байки, женщины скидывают внутрь дома солому. Она пойдет на утепление стен и пола.
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

15.
Редко делают подобие забора. Тогда в качестве калитки используется какой-нибудь плоский предмет.
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

16.
Чаще к дому делается небольшой внутренний дворик для птиц и скотины.
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

17.
А еще чаще ничего такого нет и дом с сараем стоят прямо на улице без всяких ограждений.
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

18.
Остается всего ничего. Обязательно надо сложить очаг и вывести трубу. Трубы делают из подручных материалов, даже из бидонов и ведер без дна.
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

19.
И подвести воду к "анталии". С водой проблем нет, в деревне бьет родник.
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

20.
Вот и все, можно начинать обживать новый дом, растить детишек, заводить скотину.
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

21.
Внутри не богато, но очень чисто и аккуратно.
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com

22.
Ну и конечно, главное украшение дома далеко не телевизор, а хозяева.  
Азербайджан, Хыналыг, Xinaliq, http://zizis.livejournal.com  

Почему развалились колхозы царя Александра III

Александр III: хозяин всея Руси | Пикабу

Александр III с супругой Марией Федоровной



В 1890-х в двух российских губерниях - Пермской и Херсонской - был проведён эксперимент: создание на бюджетные и благотворительные деньги небольших артелей из крестьян-бедняков. 

Об эксперименте с артелями в Пермской губернией рассказывает историк Степан Пьянков в статье "Ссуда на коллективизм: организация земледельческих артелей на Урале в конце XIX в." (Уральский исторический вестник, №3, 2013).

Создание земледельческих артелей в  этих двух губерниях было связано с катастрофическим неурожаем 1891 года, нанесшим сильнейший удар по крестьянским хозяйствам.
 


Деньги на коллективные хозяйства выделялись из бюджета земств (как сейчас сказали бы, из местного бюджета) и благотворительных взносов. Уполномоченным по артелям в Пермской губернии стал секретарь Шадринской уездной земской управы Н.Фёдоров. Согласно его проекту, идеальная артель должна была состоять всего из шести безлошадных хозяев. Один из членов артели избирался старостой, который и руководил  работой. В каждом населённом пункте, где были учреждены артели, назначался особый попечитель, который должен был наблюдать за исполнением условий устава.

Имущество артели: лошади, орудия, семена и весь урожай с артельных запашек — должно было находиться в коллективной собственности (а не в собственности каждого хозяйства в отдельности). Урожай артели делился на семенной фонд, на выплату податей, а оставшаяся часть должна была храниться для выдачи ссуд членам артели, нуждающимся в семенах (предполагалось, что артельщики, кроме общей запашки, будут вести и небольшое личное хозяйство).

колхоз-2

В июне 1892 года Фёдоров организовал 55 артелей, из которых 47 состояли из безлошадных домохозяев. Каждая из артелей, кроме посевных семян, получила 2 лошади, 2 одноконных плуга и соху, молотилки и веялки. На эти хозяйства местным бюджетом была выделена ссуда на 20 тыс. рублей на три года.

Ещё одним организатором колхозов в этом регионе стал социалист Григорий Соломон. На это дело он получил из Петербурга "от неизвестных лиц" несколько траншей по 5-8 тыс. рублей каждый. Эти деньги выделялись крестьянам безвозмездно. Он организовывал земледельческие артели по системе Фёдорова, выдавая лошадей, орудия и семена.

Соломон обосновался в селе Ново-Петропавловское, где открыл бесплатную столовую для крестьян. Крестьяне в артелях, которые курировались им, получали плату: за один рабочий день мужчинам полагалось 15 коп., женщинам — 10 коп. и детям — 5 коп.; всем работникам также раз в день бесплатно давали горячую пищу. Также Соломон оказывал бесплатную медицинскую помощь.
 

колхоз-1



В 1894 году губернское земство собрало первые сведения о деятельности артелей. Всего в Шадринском уезде было обследовано 63 артели. На момент создания в них насчитывался 401 член, 85 — вышли из артелей в первый же год их существования, 30 человек было исключено, вновь принято — 45. В итоге к 1894 году в состав экспериментальных  артелей входило 323 крестьянина (за два года потеря 20% состава). В их пользование было выдано 219 лошадей, одна артель купила лошадь самостоятельно. В первый же год деятельности артелей пало 22 лошади.
В отчёте губернской земской управы указывалось:

"Никому лично не принадлежавшая лошадь не пользуется должным уходом. Большинство лошадей пало прямо от голода. У артельщиков идёт пережидание, который должен работать, тот и корми лошадь, а последний, поработав целый день, передает её другому, а покормить после трудов не позаботится. Во многих случаях и оставшиеся лошади плохо кормлены и истощены».


колхоз-3

Попечители артели описывали вступление крестьян в артель как меру вынужденную:

«Безлошадные крестьяне смотрят на артель, как на неизбежное зло, лежащее на пути к приобретению собственной лошади, возможности стать полным хозяином. Заметна сильная тенденция уравнять число членов с числом лошадей, что достигается обыкновенно устранением лишних (сверх лошадей) членов».

Ещё одно исследование было проведено в октябре 1896 года, спустя четыре года после их основания. К этому времени ВСЕ артели распались, не выплатив полученные ссуды. Артельное хозяйство велось плохо, быстро менялся состав членов, а на момент обследования общая запашка была повсеместно прекращена. Из 153 лошадей, приобретенных на средства губернского земства, в Шадринском уезде пало 24%, в Екатеринбургском уезде — 32%.

Бывшие члены артели из села Далматово описывали работу своего распавшегося коллектива так: «Да разве это резон сообща владеть лошадями? Я буду её кормить, а потом её другому отдадут, кто не кормит, а только робить будет. Или я починю молотилку, а другой задаром моим трудом воспользуется! А лошади у нас пропали".

Несмотря на оказанную земством огромную помощь, экономическое положение бывших артельщиков не изменилось. Как и прежде, многие из них были бедны. Количество личного домашнего скота и инвентаря в хозяйствах участников артелей было минимальным. Хозяйства этих крестьян так же, как и десять лет назад, балансировали на грани полного упадка: за ними числились недоимки по уплате податей и долги в общественные хлебозапасные магазины.

Эпилогом в истории с организацией сельскохозяйственных артелей стало списание долгов, числившихся за бывшими участниками артелей. Всего было прощено долгов 8371 руб., поводом же стало рождение наследника престола — цесаревича Алексея Николаевича.

В Херсонской же губернии дело обстояло чуть лучшим образом: к 1910 году из 118 созданных артелей всё же сохранилось 16 (видимо сказывался такой фактор, как благоприятный климат  и наличие в регионе чуть более активных крестьян).

колхоз-4
 

Издательство "Наука" открыло бесплатный доступ к своим книгам и журналам

Загружается...

Картина дня

))}
Loading...
наверх