На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Долг Латвии перед Россией – 400 миллиардов долларов

Республике, жившей под советской «оккупацией»,  завидовали шведы и финны 

"Почти как у Бога за пазухой",   - так характеризовали жизнь в Латвии с середины 50-х большинство ее сограждан. Это не советская пропаганда, а лейтмотив скандинавской прессы (шведской, норвежской, датской) в канун 40-летия вхождения республики в состав СССР.

Норвежский политолог Берн Хольмквист считал, что по социальной обеспеченности, уровню цен и зарплаты, доступности образования, комфортного жилья, медицинского обслуживания и различных товаров советская Латвия наряду с Эстонией и Литвой «смогут поспорить со Скандинавией. А например, первоклассные шоссе, пересекающие Латвию по всем направлениям, будто бы скалькированы с существующих в Скандинавии, Югославии, ФРГ, ГДР». Эти и другие «витрины», утверждал Хольмквист, могут свести к минимуму аргументы тех, кто вынашивает планы отделения Латвии от СССР, тем более что она была среди наиболее отсталых аграрных стран в Европе в межвоенный период.

Перед Второй мировой промышленность Прибалтики деградировала, так и не достигнув дореволюционных высот. В Латвии, к примеру, в 1940 году выпуск машиностроительной, текстильной и продовольственной продукции составлял соответственно 40, 55 и около 60 процентов от уровня 1913-го. А к концу 80-х показатели этих отраслей превышали результаты 1940-го минимум вшестеро. Достаточно перечислить созданные в Латвии гиганты советской промышленности: завод железнодорожного машиностроения, ПО «Альфа» (интегральные микросхемы и их производные), РАФ (микроавтобусы и автопоезда), «Страуме» (бытовая и коммунальная техника), комбинат химволокна, четыре крупных текстильных комплекса.

Доля безграмотного населения прибалтийских стран к 1940 году, по собственным статданным, – 31 процент, в том числе в Латвии – около 35 процентов. Более 30 процентов детей в возрасте 6–13 лет не посещали школу, ибо были вынуждены постоянно трудиться на низкооплачиваемых работах.

В Латвии советское руководство решило создавать технологически совершенные крупные портовые комплексы

Наблюдения Хольмквиста подтверждает первый секретарь (в 1966–1984 годах) ЦК компартии Латвии Август Восс (1916–1994): «По уровню реальных централизованных вложений в условную единицу продукции в Латвии мало какая из союзных республик может с ней равняться. Разве что республики Закавказья, Казахстан, Узбекистан. Так, именно в Латвии советское руководство в 60-х решило создавать технологически совершенные, притом крупные портовые комплексы по экспорту нефти, нефтепродуктов, угля, металла, химудобрений, лесоматериалов – в Вентспилсе, Лиепае, Риге с разветвленной системой транспортных подходов к ним. Это профинансировал союзный бюджет в размере более чем три миллиарда рублей. Причем около половины ежегодных доходов этих комплексов, созданных к середине 70-х, де-факто оставалось в их распоряжении, такая льгота существовала и для портов Эстонии, Литвы, Грузии, Азербайджана».

С 50-х в Латвии, опять же за счет общесоюзных средств, создавалась курортная инфраструктура международного уровня, что нередко оставляло без финансирования аналогичные проекты в Калининградской области и многих других регионах РСФСР. С начала 60-х в этой сфере в республику было фактически вложено, по данным Восса и ряда экспертов, до трех миллиардов рублей, в Литву и Эстонию – не меньше четырех миллиардов. Заметим, что речь идет о курортной инфраструктуре не только в приморских районах, но и в глубинке, до начала 90-х изобиловавшей домами отдыха, санаториями, кемпингами.

Прибалтийские экономисты, в том числе постсоветского периода, признают, что импортируемые в СССР оборудование, технологии, товары массового спроса с начала 60-х приоритетно поступали в Латвию, Литву, Эстонию, а также республики Закавказья: их совокупная доля в этом распределении к концу 60-х достигала четверти, а к началу 80-х увеличилась до 35 процентов. Хотя по территории и численности населения эти регионы в целом не составляли и десятой части СССР.

За советский период в Латвии создано свыше 20 новых промышленных отраслей капитало-, науко- и техноемких: радиоэлектроника, химическая, машино-, приборо- и станкостроение, производство сельхозтехники, включая малогабаритную. Это сотни миллионов рублей, все из общесоюзного бюджета.

По производству продукции на душу населения советская Латвия уже к середине 70-х занимала среди союзных республик первое место по пассажирским и трамвайным вагонам, дизелям и дизель-генераторам, АТС и телефонным аппаратам, холодильным установкам и мебели, шерстяным и льняным тканям, верхнему трикотажу, радиоприемникам и бытовым стиральным машинам, мопедам и мотороллерам. Республика лидировала по производству продуктов птицеводства, молочного животноводства, рыбного промысла. Наряду с Закавказьем и соседними Литвой и Эстонией Латвия уже с середины 50-х занимала первые места в СССР по объемам ввода жилой площади, яслей, детсадов, поликлиник, больниц на душу населения.

Кстати, минимум 70 процентов льносырья, потребляемого латвийским легпромом, ввозилось в растущих объемах из РСФСР и Белоруссии. Примерно то же с сырьем и полуфабрикатами, как и с оборудованием для машино- и судостроения, шерстяной, деревообрабатывающей, химической отраслей всех прибалтийских республик.

Столь же показательно, что в СССР именно в Прибалтике площади восстановления лесов в расчете на один гектар территории были минимум на треть больше, чем вырубок. По данным бывшего Минлесхоза СССР за 1983 год, с середины 60-х по начало 80-х союзный бюджет затратил на разведение леса в трех республиках более 160 миллионов рублей, в том числе в Латвии – до 60 миллионов.

Давно пора пойти прибалтам навстречу и разделить с ними расходы за советскую «оккупацию». Как раз с Латвии можно начать.

В 1987-м Госплан СССР оценивал вложения в республику за 26 лет более чем в 140 миллиардов рублей в советских ценах по курсу 1961 года. Методику расчетов легко проверить – она известна автору и не только ему. С учетом того, что основная часть прибыли с самого начала 50-х оставалась у прибалтийских предприятий (один только рижский ВЭФ, имея данную льготу, в течение 20 с лишним лет получал дополнительно 520–570 миллионов долларов ежегодно), общий долг Латвии перед Россией превышает 400 миллиардов долларов.

 

Картина дня

наверх