«Лидер» для Севморпути. Чем интересен новый ледокол?


Атомный "Лидер" за работой. Графика ГК "Росатом" / rosatom.ru


15 января правительство приняло постановление о строительстве головного атомного ледокола пр. 10510 «Лидер». Проект уже готов, и в этом году открывается финансирование строительства. Через несколько лет судно встанет в строй и даст нашей экономике новые возможности на арктическом направлении. Все эти результаты будут получены благодаря применению современных технологий и перспективных решений.

Участники и сроки


Проектирование перспективного атомного ледокола пр.

10510 / «Лидер» / ЛК-120Я стартовало несколько лет назад и велось силами нескольких организаций. Головным разработчиком стало ЦКБ «Айсберг». ОКБМ им. И.И. Африкантова отвечало за разработку ядерной энергоустановки. Часть исследовательских и проектных работ взял на себя Крыловский государственный научный центр. Эти организации не впервые объединяются для создания нового судна, но на этот раз им предстояло разработать особо масштабный проект.



К настоящему времени почти все основные работы завершены. В течение нескольких лет проводились различные испытания и проектирование. К примеру, с 2017 г. КГНЦ неоднократно проводил испытания модели корпуса ледокола с имитацией различных условий и разной толщины льда. Опытные изделия успешно справлялись с поставленной задачей и проводили за собой модели танкеров.

В соответствии с постановлением правительства №11 от 15 января 2020 г., государственным заказчиком нового строительства назначена госкорпорация «Росатом». Застройщиком назначено ФГУП «Атомфлот», отвечающее за эксплуатацию всего российского флота атомных ледоколов. Судно заложат на судостроительном комплексе «Звезда» в Большом Камне.


Архитектура энергоустановки. Графика ГК "Росатом" / rosatom.ru


Бюджетные инвестиции в строительство головного «Лидера» начнутся уже в этом году. График финансирования запланирован на 2020-27 гг. Соответственно, сроком сдачи судна назначен 2027 г. Общая сумма расходов на ледокол – 127 577 млн рублей.

Технические особенности


Задачей «Лидера» станет круглогодичная работа на Севморпути с целью обеспечения навигации и проводки военных, торговых или научных судов. С этим связан ряд характерных технических требований, выполнение которых связано с применением современных и перспективных технологий.

В соответствии с техническим заданием, ледокол пр. 10510 должен преодолевать при постоянном движении с минимальной скоростью льды толщиной не менее 4 м. Для льдов толщиной 2 м скорость постоянного хода задана на уровне 12 узлов. Необходимость проводки крупнотоннажных судов привела к высоким требованиям по ширине корпуса. Также требовалось обеспечить высокую автономность по запасам и срок эксплуатации в 40 лет.

Согласно проекту, новый атомный ледокол должен иметь длину 209 м при максимальной ширине ок. 48 м. Полное водоизмещение – более 71 тыс.т. Как и другие суда своего класса, «Лидер» получает характерную высокую надстройку. Носовая палуба выполнена закрытой. На корме организуется вертолетная площадка; там же имеются места для установки специального оборудования или вооружения.


Во льдах. Графика ГК "Росатом" / rosatom.ru


Энергоустановка для пр. 10510 строится на основе двух водо-водяных реакторов РИТМ-400 с тепловой мощностью по 315 МВт. Реактор нового типа создан на основе изделия РИТМ-200 для ледоколов типа ЛК-60Я. При максимальной унификации с предшественником, РИТМ-400 имеет вдвое большую мощность. Ресурс – 40 лет при необходимости замены топлива через 5-7 лет.

Электроэнергия от ЯЭУ будет поступать на четыре двигателя, приводящие в движение четыре гребных винта постоянного шага. Общая мощность на валах – 120 МВт. Судно сможет развивать максимальную скорость до 22-24 узлов (на чистой воде); прокладка каналов будет осуществляться на меньших скоростях. Дальность плавания – практически неограниченная.

Судно получит комплекс современного радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего эффективную навигацию во всех широтах и в различных условиях. Также будут использованы средства наблюдения за обстановкой, связи и т.д.

В кормовой части корпуса предусматриваются места для размещения груза или специального оборудования. Для работы с грузами «Лидер» получит два подъемных крана. За счет полезной нагрузки в кормовом отсеке ледокол сможет решать научно-исследовательские, спасательные или иные задачи. Также не исключается возможность установки вооружения – при наличии соответствующих угроз.


Испытания модели ледокола, 2017 г. Фото АО "ОСК" / aoosk.ru


Управлять судном будет экипаж из 130 человек. При необходимости ледокол сможет взять на борт научную группу или других пассажиров. Автономность по запасам провизии задана на уровне 8 месяцев. Как и другие отечественные атомные ледоколы, новый «Лидер» будет отличаться улучшенными бытовыми условиями для экипажа и пассажиров.



Проект 10510 / ЛК-120Я предусматривает строительство самого крупного и тяжелого атомного ледокола в отечественной и мировой практике. Такое судно будет существенно крупнее и в разы тяжелее других современных ледоколов, что обеспечит преимущества в основных характеристиках. По сути, в распоряжении «Атомфлота» появится уникальный инструмент для решения особых задач в суровых условиях Арктики.

Впрочем, строительство ледоколов «Лидер» может быть связано с известными затруднениями. Проект весьма сложен и требует совместных усилий целого ряда отраслей. Кроме того, он предъявляет особые требования к судостроителям. Наконец, новые суда отличаются рекордной стоимостью. Для сравнения, строящиеся сейчас ледоколы пр. ЛК-60Я стоят порядка 50 млрд рублей.

Польза для экономики


Еще несколько лет назад, до завершения разработки пр. 10510, стали известны цели и задачи нового ледокола. Кроме того, активно обсуждался его потенциал и влияние на морские перевозки в Арктике. По разным расчетам, атомный ледокол типа «Лидер» сможет заметно повлиять на эксплуатацию Севморпути и повысить его основные показатели. Появление нескольких таких судов еще больше скажется на экономике.

Выгодное сочетание основных характеристик и габаритов позволит «Лидеру» проводить через льды суда шириной до 35-40 м и дедвейтом до 180-200 тыс.т. В первую очередь, ожидается проводка танкеров или газовозов ледового класса. В зависимости от разных условий, прохождение судов по всей длине Севморпути за ледоколом пр. 10510 будет занимать не более 15-20 суток.


Макет будущего "Лидера". Фото ЦКБ "Айсберг" / iceberg.sp.ru


Таким образом, появление нового тяжелого атомного ледокола позволит ускорить перевозки по Севморпути и оптимизировать их экономическую составляющую. В конечном итоге это положительно скажется на общем грузообороте. Наша страна сможет нарастить свои перевозки и торговлю, а также заработать на обеспечении прохождении чужих судов.

Согласно известным расчетам, оптимальные показатели Севморпути могут быть получены при наличии трех атомных ледоколов типа «Лидер». Строительство двух серийных судов пока относят к отдаленному будущему – их служба начнется не ранее тридцатых годов. Получение трех тяжелых ледоколов позволит «Атомфлоту» реализовать все преимущества как самих судов, так и стратегически важных арктических маршрутов.

Ледоколы будущего


«Лидеры» смогут повлиять на экономику только в отдаленном будущем, а пока главной задачей промышленности является подготовка к строительству головного судна. Этот процесс уже завершается, и вскоре начнутся работы по сборке первых агрегатов корпуса будущего ледокола. Строительство завершат в середине десятилетия, затем проведут необходимые испытания и передадут ледокол заказчику. К моменту его сдачи в 2027 г. промышленность должна начать строительство двух серийных судов.

По результатам этого строительства к середине тридцатых у нашей страны будет три выдающихся во всех отношениях ледокола – не считая ряда других современных судов этого класса. В основе ожидаемых результатов будут лежать самые новые и перспективные технологии и наработки в разных областях. Именно они будут определять будущее Севморпути и освоения Арктики в целом.

 

Самая секретная секретность. СССР. 1990 год

Судя по  рассказу, во времена СССР  автор   служил  командиром  БГК – большого гидрографического катера.

Однажды, ещё в советском 1990-м году, этому катеру  БГК  приказали обеспечить проводку подводной лодки после её ремонта на заводе в Комсомольске-на-Амуре. То есть, надо было помочь вывести эту лодку по реке Амур в Татарский пролив. Это тот пролив, который между Сахалином и материком.
Отыскать исторически достоверные фотографии той операции мне не удалось по причине их сверхсекретности, поэтому покажу вам свежие, современные кадры, чтобы вы понимали, о чем идет речь.

 

 

У той проводки была одна особенность – подводную лодку буксиры тащили прямо в ремонтном доке. Скорее всего, из-за особенностей гидрографии реки Амур. Операция проходила в режиме строжайшей секретности и при полном охранном сопровождении. Субмарину в доке накрыли маскировочной сеткой. Родным, близким, соседям, женам и тем более любовницам нельзя было ничего рассказывать. В радиоэфире тоже царила максимальная секретность. Даже если бы вражьи уши и подслушали переговоры, то всё равно ничего бы не поняли – кто такая «Пустельга»? и почему она вдург запрашивает, где проходит «Свадьба»?

Кстати, флотские секретчики всегда обладали не только буйной фантазией, но еще и своеобразным чувством юмора. Я помню из своей практики примеры радиопозывных, услышав которые в смешных судорогах лежали все. Даже подслушивающие нас иноземные супостаты. А как можно было не смеяться, если слышишь в эфире: «Слива! Слива! Слива ответь! Я – Паштет!»…. Почему слива? Почему паштет? Короче, это загадка для Пентагона. Пусть там мучаются.

 

 


Так вот, тащили, значит по Амуру некую «Свадьбу». Впереди шел гидрограф с позывным «Пустельга», промерял глубины, следил за ветром и вез на своем борту высокое начальство – нескольких офицеров и человек десять штатских мореманов, причастных к военному флоту. Прошли славный городок Николаевск-на-Амуре. На его берег высыпали толпы людей: мужики, женщины с детьми, старики и старушки. Еще бы – такое событие в городе – по Амуру тащат секретный объект! Все глазели, но совершенно секретно! Одним глазком! Потому как это строжайшая тайна!

На самом выходе Амура в Татарский пролив на остром полуострове раскинулось село Нижнее Пронге. А там, в лабазе леспромхоза продавали «Приму» без талонов!

Вот написал эту фразу, и вдруг понял, что для молодого поколения она может являться полной загадкой. Ну, леспромхоз и лабаз – еще ничего, можно понять, а вот что такое «Прима» и почему она продавалась без каких-то талонов – это требует пояснения.

«Прима» - это популярные в Советском Союзе дешевые сигареты (как сейчас помню по 14 копеек), недорогие, но с неплохим табаком. В конце 80-х годов в Союзе в магазинах пропало всё курево, а то, что выбрасывалось на прилавки – то продавалось по талонам. С ограниченным количеством пачек в одни руки. Вот поэтому, как только важные пассажиры гидрографа узнали, что в селе Пронге можно разжиться «Примой»  БЕЗ талонов, то стали уговаривать командира оторваться от «Свадьбы» и быстренько смотаться в магазин. Командир  и сам понимал, что в талонное время пройти мимо,  – это большой грех...и глупость.

Вдруг там ещё какой-нибудь дефицит есть?

В обстановке строжайшей секретности причалили к берегу. Местным жителям на их вопросы ответили, что ловят рыбу. (Ага, офицеры в парадных мундирах, и штатские в костюмах и галстуках - они всегда так одеваются на рыбалку). Подошли к лабазу, а на его двери объявление аршинными буквами:

«Всем владельцам маломерных судов: такого-то числа в море не выходить! Будет происходить проводка атомной подводной лодки такого-то проекта».

И подпись – «Сельсовет».

Источник

Советские свадьбы: лица наших предков просто светятся благостью

Конечно, они все были разные. Но, с другой стороны, они все были очень похожи, и часто проходили как под копирку.  

 

 

Советские свадьбы условно можно было поделить на:

1. Комсомольские. Ударные стройки, новые города, БАМ. О таких свадьбах любили писать в советских журналах.

2. Деревенские. С массой всякого рода традиций и условностей, выкупами, ряженными, вывешиванием наутро грязной простыни…

3. Городские бедные

4. Городские “мещанские”

5. Городские “продвинутые”

Часто, свадьбы были эклектичны, происходило смешение стилей и нравов, что порой приводило к мордобою:

"...Потом у них была уха и заливные потроха,

Потом поймали жениха и долго били.

Потом пошли плясать в избе, потом дрались не по злобе

И все хорошее в себе доистребили..."  (Высоцкий)

 

2. Образцово-показательные свадьбы и сегодня многих прошибают на слезу умиления.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

Спасибо

Картина дня

))}
Loading...
наверх