Я так вижу

67 443 подписчика

Свежие комментарии

• Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Расшифровка генома человека показала, что в нём полно остатков древних вирусов

Споры биологов о том, что такое вирусы, живые это существа или мёртвое вещество, идут до сих пор. Энциклопедические словари откровенно признают: в настоящее время наука не понимает природу этих созданий, не знает, как и откуда они появились. Учёные пока сходятся на том, что вирусы — это особая форма материи. Считать их живыми как будто позволяет то, что в них содержатся органические молекулы, что у них есть свой геном и они могут размножаться. Однако жить и размножаться они способны только внутри чужого организма, чужой клетки. Вне её это просто мёртвые инертные кристаллы, кучки молекул.

Фото: вирусы — живые существа или мёртвая материя?

Убийственные карлики

Сегодня открыто около двух тысяч видов вирусов. Предполагается, что это лишь очень небольшая их часть. Вирусы постоянно мутируют, откуда-то возникают новые разновидности, иногда вызывающие смертельно опасные болезни типа коровьего бешенства, птичьего гриппа, лихорадки Эбола, СПИДа и других.
Эти безжалостные убийцы клеток кажутся настолько чуждыми всему земному, что многие изучающие их исследователи вполне серьёзно утверждают: вирусы явились на Землю из дальнего космоса. Действия их и правда похожи на эпизоды из фильмов ужасов о нападении представителей внеземной цивилизации. Чудовищного вида карлик впивается в гигантскую, ничего не подозревающую клетку, растворяет её оболочку и ввинчивает в неё «пружину» своего ДНК. Эта «пружина» задаёт клетке собственную программу, изменяя тем самым всю её работу. Несчастная поражённая клетка забывает о своих исконных обязанностях и начинает штамповать с полученной матрицы все новые и новые вирусы, несущие смерть соседним клеткам.
Представители одной из разновидностей вирусов — бактериофаги (пожиратели бактерий) — даже внешне похожи на космический модуль, созданный для высадки на чужую планету с целью взятия проб грунта. Бактериофаг выпускает своеобразные «стойки опоры», которыми намертво прикрепляется к жертве, а затем вонзает в неё свой бур.
Пища вирусам не нужна. Они не потребляют и не усваивают её. Как признают учёные, по своему устройству вирусы больше похожи на примитивные механизмы, которые преследуют одну-единственную цель: искать живые клетки и встраиваться в них. Но кем, когда и для чего поставлена перед ними такая задача? Специалисты не решаются даже задуматься над этим вопросом.

Они зародились в космосе?

В 2008 году доктор геолого-минералогических наук Станислав Жмур предложил собственную гипотезу возникновения жизни на Земле. По его мнению, основным предком всего живого были не клетки и даже не бактерии, а вирусы, которые зародились в околосолнечном пространстве около пяти миллиардов лет назад.
После вспышки некоей сверхновой звезды были выброшены в пространство огромные массы звёздного вещества, из которого впоследствии сформировалось газопылевое облако, а из него потом — планеты Солнечной системы. Высокая температура этого вещества способствовала образованию в нём цианидов — химических элементов, представляющих собой основу для создания простейших углеводородов. Следующий этап состоял в появлении на основе углеводородов белков-ферментов и белков-пептидов, которые затем привели к синтезу молекул нуклеиновых кислот. А это в свою очередь позволило образоваться РНК и ДНК, «создавшим» для своей защиты от вредных внешних воздействий пептидную оболочку. Так возникла структура, представляющая собой не что иное, как знакомый нам вирус.
Получается, что пять миллиардов лет назад газопылевое облако будущей Солнечной системы было не просто мёртвой материей, а субстанцией, насыщенной простейшими вирусами (вспомним о следах микроорганизмов в лунном грунте и метеоритах возрастом четыре с половиной миллиарда лет!). Впоследствии из неё сформировались Земля и другие планеты, в которых зародыши жизни в виде вирусов уже изначально содержались.

Дальнейшая эволюция вирусов на Земле шла благодаря воде, которая проникала в них сквозь пептидную оболочку. Некоторые виды вирусов разбухали, у них формировалась протоплазма, усложнялся их генетический аппарат. Всё это привело к делению и, в конечном счёте, к появлению полноценной клетки-бактерии, положившей начало жизни на планете.
Станислав Жмур не исключает возможности и более древнего происхождения вирусов. Они были способны возникнуть в веществе, образовавшемся сразу после Большого взрыва. А значит, возраст этих микроскопических созданий почти равен возрасту Вселенной. То есть, получается, в космосе повсюду разлита единая живая субстанция, способная породить жизнь на любом подходящем для неё небесном теле.
Некоторые исследователи идут ещё дальше, полагая, что вирусы — это искусственно созданные кем-то биороботы, которые миллиарды лет назад попали на Землю вместе с органическими зародышами. Цель вирусов-биороботов заключалась в обслуживании этих зародышей. Российский учёный Михаил Дарьяненко считает, что вирусы-биороботы призваны были обеспечивать необходимый ход эволюции, соединяясь в определённой последовательности с клетками живых организмов и вводя в них нужные программы ДНК. Но за миллионы лет их деятельности что-то дало сбой, и вирусы из слуг клеток превратились в их убийц. Не исключено, что вирусы-биороботы решили: жизнь на Земле пошла не по тому сценарию, который предписывается ей программой. И эксперимент надо свернуть, очистив планету для новых опытов.

Относительные размеры вирусов

Относительные размеры вирусов. Слева вверху для сравнения изображена бактерия Escherichia coli, справа внизу — мимивирус (0,4 мкм в диаметре), между ними — другие вирусы.

Изображение с сайта the-scientist.com

Недостающее звено эволюции?

Вопрос о происхождении вирусов, с точки зрения большинства учёных, всё же не является первостепенным. Главное — понять, что же такое вирусы, как с ними сосуществовать, как бороться. Исследователи узнали о вирусах относительно недавно — всего 100 лет назад, а реально работать с ними научились лишь в середине минувшего века.
Ещё не так давно биологи полагали, что нашли, наконец, закономерности в строении вирусов и механизме их действия. Но спокойствие закончилось в 1992 году, когда в амёбе, выловленной в воде одного промышленного резервуара в Англии, обнаружили удивительный, ни на что не похожий объект. Диаметром он крупнее известных вирусов в 40 раз, но бактерией не является. Биологи признали его вирусом, назвав «мими» — из-за его мимикрии, или маскировки под бактерию.
Поразительные результаты дала расшифровка его генома. В вирусе «мими» обнаружено 1260 генов, в то время как в обычных, традиционных вирусах их не более 100! Ещё одна странность: в «мими» находятся одновременно и ДНК, и РНК. В обычных вирусах — либо ДНК, либо РНК. Обе молекулы вместе в вирусах не встречаются. «Мими» способен воспроизводить 150 видов белков и даже ремонтировать свою повреждённую ДНК, что для обычных вирусов совершенно невозможно. И всё-таки «мими» — паразит. Он живёт и размножается только за счёт чужой клетки, в которую внедряется. Тогда что это такое? Может быть, некая промежуточная форма между вирусами и бактериями, которая способна пролить свет на загадки эволюции?

Доклеточная форма жизни

Человеку примерно два миллиона лет. Возраст вирусов, по всем прикидкам, исчисляется миллиардами лет. Причём существовать в «законсервированном» состоянии они могут бесконечно долго. По сути вирусы бессмертны. Расшифровка нашего генома показала, что в нём полно остатков древних вирусов. Они занимают почти 10 процентов генома человека. Для чего эти остатки там присутствуют — пока неизвестно. Подобные вопросы наука стала обсуждать только в самые последние годы.
Сейчас среди учёных всё больше распространяется мнение, что вирусы — это реликты неких доклеточных форм жизни. За миллионы лет эволюции они приспособились к паразитическому существованию в чужих клетках. Также выяснилось, что не все вирусы убивают клетки. Иными словами — они не все смертельно опасны, как это представляется многим, иначе человечество, да и вообще вся жизнь на Земле, вряд ли могли бы существовать.
«Человеческая цивилизация за свою историю знавала такие болезни, вызванные вирусами, которые уносили миллионы жизней, — говорит Роберт Шоуп, директор Йельской вирусной лаборатории. — Иногда казалось, что человечество стоит на грани полного уничтожения. Но каждый раз всё обходилось более или менее благополучно. Вирусы отступали. Случайно ли это? Или так было запрограммировано с самого начала, с момента появления жизни на Земле?».

Источник