На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 436 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

В самой глуши Енисея: как сегодня живет сибирское село Ярцево, основанное в 1605 году

2019 год. Сибирское село Ярцево и его обитатели

000 KJA_4957.jpg
Здесь все в лучших традициях перронного уклада, когда поезд подходит к большой по времени остановке и граждане по обе стороны перрона вовлекаются в привокзальную торговлю. Только вместо поезда - теплоход, а вместо перрона - причал.
 
Следующая остановка после Енисейска, крупное село Ярцево, в котором сегодня полторы тысячи граждан должно быть проживают, либо числятся в качестве жителей села.




01. Второй раз я здесь и многое меня удивляет. Свежие или обновленные дома, наличие мобильной связи (правда только Мегафон), и заметно большее количество разновозрастных староверов. Но об этом немного и позже.
001 KJA_4922.jpg

02. А пока в двух словах о селе. Ярцево было основано в 1605 году (на 14 лет старше Енисейска!) как зимовье казаков и промышленных людей, двигавшихся не то на север не то на юг по Енисею. Краеведы утверждают что первыми постоянными поселенцами были архангелогородцы, вологжане и новгородцы, а много позже крестьяне с Урала. Все мирно жили в окружении тунгусских и остяцких племен. Чем занимались? Знамо чем: Рыбным и звериным промыслом да торговлей, благо Енисейск неподалеку, всего-то 300 км. Много позже к традиционным промыслам добавились заготовка и продажа леса. Судя по всему, лесом в Ярцево активно занимаются и сегодня.
 

002 KJA_4927.jpg

03. Что касается названия, то происходит оно то ли от атамана Ярцева, сподвижника Ермака; То ли от высокого яра, на котором в конечном счете и возникло село.

004 KJA_4926.jpg

04. Нас здесь уже ждут. На берегу.
003 KJA_4925.jpg

05. На дебаркадере.
005 KJA_4930.jpg

06. А за дебаркадером - настоящий рынок с различной снедью: рыба, овощи, ягоды, грибы, молочные продукты, готовые домашние блюда, варенье, чего тут только нет!
006 KJA_4934.jpg

07. Стоянка теплохода "В.Чкалов", всего 35 минут, так что не теряя времени, поднимаемся в гору,
007 KJA_4946.jpg

08. чтобы посмотреть село, насколько хватит времени.
008 KJA_4951.jpg

09. Вообще-то рост населения села был стремительным лишь в XX веке. Отчего так - вопрос конечно интересный.
009 KJA_4939.jpg

10. Вот что мне удалось выудить из истории относительно возможной динамики роста села:
К концу XVIII века, где-то через 180-190 лет от основания в Ярцево было всего 14-16 дворов, то есть где-то 150-200 человек.
Через 100 лет (280-290 от основания) количество дворов практически удвоилось до 29-30, а значит удвоилось и население.
В 1919-1920 году (сто лет назад) в селе проживало 514 человек (великое дело перепись населения!).

К сожалению далее я не нашел подробных данных о численности населения в разные период XX века, лишь косвенные. Так в период войны 1941-1945 года на фронт ушло более 600 мужчин, значит население было близко к 1300-1400 человек. Никак не меньше.

В 80-е годы, видимо в период максимального расцвета села, местный Леспромхоз выдавал до 500 тысяч кубометров древесины в год. К тому времени существовала развитая инфраструктура села включающая по меньше мере, школу (с 1897 года) с количеством учащихся до 600 школьников, дом культуры, больницу на 50 коек с родильным и хирургическим отделением, ясли, детский сад, радиостанцию, и многое другое. Даже запасной аэропорт на тогдашней воздушной линии Красноярск-Дудинка! Все это, и не в последнюю очередь крупный совхоз им Молокова, необходимо было обслуживать, и "пользоваться благами". Полагаю населения в эти годы достигало 2500-3000 тысяч селян, а то и больше!
Сейчас демография села - выглядит регрессивной, тоесть старшее поколение превалирует над младшим, а потому количество селян увы, уменьшается с 1610 человек в 2010 году до 1367 в 2016 году. Даже рост числа староверов не изменил эту отрицательную динамику.

Так от чего же стремительный рост села пришелся лишь на XX век? Очевидно что до советского периода рост населения был естественный, без заметных миграций. Ну а XX век, как известно, изобиловал различного рода "тектоническими сдвигами истории" (от всеобщего образования до ГУЛАГа и т.д.)

010 KJA_4949.jpg

11. Что-то я ушел от темы, так рассуждая можно и на теплоход опоздать! )
Местные барбосы живут не внутри дворов, а вне. И поэтому они достаточно спокойны по поводу хождения чужих двуногих с незнакомыми запахами. Ну а проверять степень этой учтивости, мы по понятным причинам не стали. Еще обратите внимание, на высоту собачьей будки, - снега однако.
011 KJA_4950.jpg

12. Староверы о которых я упоминал действительно встречаются много чаще, однако фотографироваться эти граждане как известно не любят.
013 KJA_4954.jpg

13. Лишь издалека, любопытные мальчуганы, выглядывали и тут же убегали, прячась лишь в им известные закутки. Но и оттуда порой чувствовался внимательный взгляд не одной пары глаз.
012 KJA_4953.jpg

14. Другое дело русские женщины, ловили моменты когда камера направиться в их сторону. Справедливости ради, отмечу что у этой доброжелательной хозяйки лучший, самый ухоженный двор из всех которые я видел в Ярцево! )
014 KJA_4962.jpg

15. Бизнес у дебаркадера тем временем процветал. Внес свою лепту в местную торговлю и я, купив несколько больших стаканов с ягодой за 100 руб штука.
015 KJA_4959.jpg

16. Рейсовые теплоходы "В.Чкалов" и "А.Матросов" заходят сюда парно (один по течению вниз другой вверх) через каждые три-четыре дня. Кроме того практически каждый день заходит рейсовый скоростной теплоход. Кажется это весь контакт с потенциальным покупателем. Кроме того, в последнее время увеличилось количество путешествующих туристов, в том числе и иностранцев. Все это не только полезно для торговли, но и интересно, другая культура.
016 KJA_4961.jpg

17. "Марсоход" - АКС типа Марс-2000, нижегородской постройки, - единственный в своем роде на Енисее, обслуживает местную линию районного масштаба Ярцево-Кривляк-Майское.
017 KJA_4945.jpg

18. Вернувшись на теплоход я с удовольствием продолжаю наблюдать за торговлей, по одну сторону от причала,
018 KJA_4969.jpg

19. и по другую.
019 KJA_4965.jpg

21. Вскоре теплоход мощно загудел, оповещая всех пассажиров об отправлении через 5 минут.
020 KJA_4967.jpg

22. И все враз переменилось. Пассажиры двинулись на теплоход,
021 KJA_4970.jpg

22. а местные торговцы начали собирать свою непроданную снедь,
022 KJA_4982.jpg

23. и уходить по домам, до завтрашнего теплохода "А. Матросов", который должен зайти по пути из Дудинки в Красноярск.
023 KJA_4981.jpg

24. Буквально за несколько минут опустели столы, ярцевцы и ярцевчанки разошлись во все стороны.
024 KJA_4987.jpg

25. Бизнес закончился.
025 KJA_4988.jpg

26. А мы, попрощавшись с Ярцево (и где-то через полчаса - с мобильной связью), отправились дальше по Енисею на север.
026 KJA_4992.jpg

27. Поглядывая то на "Ярцевскую промзону" бывшего леспромхоза;
027 KJA_4993.jpg

28. То на удаленную от дебаркадера часть села;
028 KJA_4994.jpg

29. То на встречные и весьма редкие (еще одно заметное отличие от 2008 года) суда: Озерный Толкач ОТА-872, 1968 года Тобольской постройки, груженный лесом. Но почему-то двигается он не в сторону Игарки (куда обычно лес доставляют) а в обратную сторону в Красноярск.
029 KJA_4996.jpg

30. Хутор
030 KJA_5000.jpg

31. Дальше нас ждал визуальный relax.
033 IMG_5221.jpg

32. И неожиданный встречный пассажирский транспорт, заменивший ходившие в прошлом Восходы. Это скоростной глиссирующий теплоход, постройки 2009 года на Зеленодольском заводе в Татарстане. Работает на ежедневной линии (день вниз/день вверх) Красноярск-Бор, перевозя максимум 100 человек на скорости до 70 км/час. Местная рабочая лошадь в общем.
032 IMG_5220.jpg

Такие дела
 

Картина дня

наверх