На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 326 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Радионов
    Читая подобные статьи, создается впечатление, что такие авторы как Иван Петров, эти статьи пишут, находясь на стацион...Максим Пуркаев: Н...
  • Ольга Мочалова
    я тоже хотела в детстве быть солдатом-я быстрая-я ловкая-я все смогу---и у мамы спрашивала всегда-почему девочек не б...В детстве я хоте...

Борис Проскуряков - знаток болот: почему советские танки быстро прошли на запад по трясинам

 
 
In article e6c9ace133
Б.В.Проскуряков в своём кабинете.
 
Войны двадцатого века давали сильный импульс развитию науки. Ученым и конструкторам приходилось разрабатывать новые виды техники, соревнуясь не только с природой, но и с противником.

Однако природа продолжала оставаться грозным экзаменатором.

ВНИИГ — Всесоюзный научно-исследовательский институт гидротехники — был организован в Ленинграде в мирное время и проводил исследования рек и других водоемов, на которых строились гидротехнические сооружения.

Одним из направлений деятельности института было изучение поведения водоемов зимой — этой темой занималась первая в стране лаборатория гидротермики, которую в1933 году основал молодой ученый Борис Проскуряков. Опыт, накопленный им «на гражданке», пригодился зимой 1941−1942 годов, когда ему, начальнику группы ледовых переправ Государственного Гидрологического института Красной Армии, пришлось заняться путем снабжения своего города и армии — Дорогой жизни.

 

Гидротермическая лаборатория ВНИИГ

 

Двадцать километров этой дороги приходится на Ладожское озеро, по льду которого надо было всю зиму проводить колонны грузовиков. Толщина льда сильно зависит от погодных условий и других факторов, так что сотрудникам Проскурякова, следящим за состоянием ледового пути, приходилось работать постоянно — устанавливать разбитые участки трассы и искать пути обхода, ограничивать вес груза и скорость колонн. Риск в такой работе приводил к гибели машин и потерям груза, а также людским жертвам, минимизация риска сокращала грузопоток по Дороге жизни, что также означало человеческие жертвы в Ленинграде.

Летом 1942 года, когда по дороге жизни вместо грузовиков пошли баржи, Борис Проскуряков и его сотрудники получили новое задание.

По решению генштаба армии от 4 июля 1942 года была организована специальная экспедиция Государственного гидрологического института. В далеком тылу, на уральском полигоне она занялась повышением проходимости военной техники по болотам. В ситуации, когда значительная часть территории страны была оккупирована противником, а фронты стабилизировались, требовалось найти средство обхода укрепленных позиций врага. И начались полуторагодичные эксперименты на танках.

«При проведении опытного пробега танка КВ по хорошо осушенному болоту один опытный водитель был твердо уверен, что проведет танк беспрепятственно; в действительности же на трассе длиной 1 км танк дважды погружался в торф осушенной залежи на глубину до полутора метров. Не менее характерен случай „движения“ легкого танка Т-60 по экспериментальному участку мохового болота, когда после прохода 300 метровой трассы за 7 минут на обратном пути тот же танк шел три часа и 12 раз требовал помощи при вытаскивании»…

Это — строки из диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук, которую инженер-майор Борис Проскуряков написал на основании бесчисленных экспериментов, результаты которых стали инструкциями для танкистов. Среди прочих рекомендаций там были и «простейшие меры оказания противоаварийной помощи гусеничным машинам, застрявшим в болоте». По этим инструкциям в 1944 году, когда на юге фронт уже давно ушел на Запад, советские танки прошли через непроходимые болота Белоруссии и взломали оборону, которую противник укреплял почти три года. Защита диссертации состоялась весной 1945 года в Ленинграде.

После войны Борис Проскуряков вернулся в родной ВНИИГ и в 1946 году был назначен его директором. Перед ним и его коллегами стояли задачи огромной сложности, ведь в стране разворачивалось масштабное  гидростроительство. А каждая проектируемая ГЭС, каждое водохранилище или канал нуждались в хорошо просчитанной модели.

 

Источник

наверх