
Сложно поспорить с тем, что Ми-24 – это один из наиболее успешных боевых вертолетов в мире. «Колесница Сатаны», как называли ее враги, – это огромная боевая машина более 17 метров в длину, которая одним своим появлением нередко заставляла противника буквально бежать с поля боя. Эта грозная машина приняла участие во множестве военных конфликтов и внушила противнику страх и уважение. Подробнее о легендарном вертолете – далее в обзоре.

Начало амбициозного проекта по созданию вертолета-«терминатора» было положено еще в конце 1960-х годов, когда в Советском Союзе проанализировали роль армейской авиации США во время Вьетнамской войны. Тогда же появилось несколько противоположных взглядов на то, какие функции должны выполнять вертолеты в современной войне. Одни военные считали, что это должен быть легковооруженный транспорт, а другие видели универсальную машину, выполняющую примерно ту же роль, что и наземные БМП. Также не исключался вариант создания универсального вертолета, пригодного для решения разнообразных задач.

Американцы пошли первым путем и сконструировали исключительно ударный вертолет Bell AH-1 «Кобра». Это легкий летательный аппарат с богатым набором вооружения класса «воздух-земля» и мощным бронированием. Но перевозить грузы эта машина не могла.

В Советском Союзе разработку нового проекта поручили ОКБ М. Л. Миля. Несколько лет Михаил Леонтьевич Миль готовил разнообразные проекты и макеты и, в конечном итоге, военными была выбрана наиболее удачная конструкция. Машина неоднократно модернизировалась и до сих пор стоит на вооружении в десятках стран мира.


Вертолет Ми-24 имеет тандемный кокпит, где друг за другом размещаются оператор вооружения и летчик. Позже в состав экипажа добавили борттехника. А за кабиной находится грузовое отделение.
Вертолет оснащен двумя турбовальными двигателями ТВ3-117В мощностью от 1500 до 2800 л.с. каждый. Благодаря высокой удельной мощности, обтекаемому фюзеляжу и убирающемуся шасси Ми-24 развивает скорость в полете до 335 км/ч. И до сих пор с этим результатом отечественная машина является одним из самых быстрых вертолетов в мире.


Ми-24 и его более поздние модели и варианты имеют широкий спектр нагрузок оружием, но основное вооружение состоит из блоков неуправляемых ракет НУРС/НАР, носового пулемета (обычно четырехствольный ЯкБ-12,7 скорострельностью до 4500 выстрелов в минуту) и противотанковых ракет «Фаланга», «Штурм» или «Атака». Также на некоторые модификации вертолета устанавливались ракеты «воздух-воздух», пушки и гранатометы. Конфигурация оружия легко меняется в зависимости от потребности в данный момент.


Помимо этого, боевая машина может поднимать до 2,4 тонны вооружения и грузов и может перевозить 8 десантников или 4 раненых на носилках.
На протяжении многих лет было выпущено немало модификаций Ми-24, но общая концепция и задачи боевой остались неизменными. Вертолет известен под названиями Ми-25 (экспортный вариант), а также как Ми-35. Почти за полвека с момента начала выпуска, всего собрано около 3500 экземпляров всех вариантов вертолета.
Военные летчики, пилотировавшие Ми-24, называли свои машины «Галя» и «Крокодил». Вертолеты ранних серий, с очень остекленной кабиной, получили прозвища «Веранда» и «Стакан».


Боевое крещение Ми-24 получил в Африке, в стычках стран «третьего мира». А уже в 1980-х годах, когда СССР проводил активную политику в Афганистане, Ми-24 впервые увидел «большую» войну. Вертолет весьма успешно себя проявил при поддержке советских пехотных подразделений, защите конвоев и в качестве транспорта.
Однако вскоре Ми-24 стал главным образом атакующим вертолетом, а транспортные функции были отданы Ми-8. Благодаря уменьшению веса вертолета, экипаж стал устанавливать пулеметы на обеих дверях для дополнительной защиты и хранить запасные боеприпасы в грузовом отсеке. Израсходовав основной боекомплект, летчик садил машину в укромном месте, и члены экипажа перевооружали вертолет.
Моджахеды называли Ми-24 шайтан-арба («колесница сатаны») из-за их огромной боевой мощи. Часто одно только появление советского вертолета полностью срывало атаки афганцев и обращало их в бегство.


Правда, стоит отметить, что Ми-24 все же сбивали с земли из пушек и пулеметов. А когда из США в Афганистан стали завозить ракетные комплексы «Стингер», то условия боевой работы советских летчиков ухудшились, особенно на малых высотах.
Также большую роль сыграли Ми-24 во время чеченских войн, где российские вертолеты применялись против вражеской бронетехники, пехоты и даже авиации.
Свежие комментарии