На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 369 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ольга Мочалова
    я тоже хотела в детстве быть солдатом-я быстрая-я ловкая-я все смогу---и у мамы спрашивала всегда-почему девочек не б...В детстве я хоте...
  • Murshin
    Это открывается шлюз,через который свалит ИИ аннуннаков Подробное исследование по ссылке https://bombarman.livejourna...“Ворота в преиспо...
  • Alexey Ritskov
    https://vk.com/id40766024?w=wall40766024_363%2FallГерой Борис Галуш...

Тхаба-Ерды - самый древний христианский храм в России


Тхаба-Ерды — древний христианский храм в Джейрахском районе Ингушетии. Единого мнения среди учёных относительно значения названия памятника нет. Одними исследователями название переводится с ингушского как «Наша вера», другие исследователи склоняются к значению названия «Две тысячи святых», третья группа учёных склоняется к версии, что Тхаба-Ерды — это искаженное от Тома-Ерды, то есть храм святого Фомы.

Первоначально ингуши были православными христианами. Православную веру они приняли задолго до крещения Руси. Более того, на территории Ингушетии стоит один из самых древних из христианских храмов России, Тхаба-Ерды. Его построили в VIII веке. Для сравнения Софийский собор в Великом Новгороде — XI век, Покрова на Нерли в Боголюбово и Успенский собор во Владимире XII век, храм Рождества Богородицы в Суздале - XIII. Версий происхождения столь необычного на наш слух названия несколько, одной из них принято считать, что название искаженной от «Святого Фомы». В те времена предки ингушей не были монотеистами, существовал культ предков, духов и целый пантеон богов. О второй половине первого тысячелетия, в этих краях, на Кавказе, появились первые христианские общины. Но вера предков прочно жила в умах и сердцах людей. Христианские традиции и учение переплелись с местными верованиями. В результате появилась своя, особенная ветвь христианства. Присмотревшись к воротам, стенам храма, видны изображения зверей, охотников.

Внутри все скромно и степенно. Нет богатого иконостаса, позолоты и росписей. Темные стены. Старый толстенные деревянные перекрытия. Несколько свечей и алтарь.

Что еще нужно?

Но как раз простота и внушает чувство уважения и надёжности. Храм действующий. Несколько раз в год по праздникам ведутся службы. Как сказал местный гид, приехавший к с группой туристов, несмотря на то, что большая часть населения мусульмане, конфликтов с христианской общиной нет. Долгие годы установились отношения, опирающиеся на взаимном уважении. И как пример привел как раз тот факт, что даже в годы, когда ингуши приняли ислам, христианские святыни в большинстве своем остались нетронутые и в них продолжались службы.

Вплоть до 1940 храм оставался культурным и духовным центром горной Ингушетии. В Тхаба-Ерды собирался совет (суд) вайнахов, на котором старейшины устанавливали порядок землевладения, согласовывали нормы поведения, вопросы торговли, меры наказания преступникам. Кроме того, в храме созывались общенародные сходы и велась централизованная подготовка к военным походам.


1. Архитектура храма представляет собой синтез черт грузинского и ингушского зодчества. Древнейший строительный период, как предполагают, относится к VIII веку.


2. На западном фасаде храма есть так называемая ктиторская композиция. Несмотря на значительные утраты, её можно датировать X—XII веками. В её центре — Христос; справа, видимо, находится изображение ктитора. Ктитор — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря. Ученые отмечают, что фигура сидящего на престоле Христа, в нарушение принятой иконографической субординации, значительно ниже предстоящих ему епископа и светского лица. Из-за этого некоторые исследователи делают вывод, что, скорее всего, взаимное расположение фигур Спасителя и ктиторов храма первоначально было совсем другим. Лучше других сохранилась фигура, в левой руке держащая крест, а в правой — рукоять меча.




3. На отдельный элементах также присутствуют выгравированные в камне изображения


4. Попасть внутрь нам не удалось, так как не смогли застать дома хранителя храма, у которого ключ. Сфотографировал снаружи сквозь решетку.


5. Мои любимые орнаменты кладки.


6.

Спасибо

п.с.

Газетная статья о храме Тхаба Ерд в 1938 году

"Грозненский рабочий"1938 год. №268, 21 ноября

п.п.с

Древний христианский храм в Ингушетии оказался на три века старше, чем предполагалось

Сотрудники Археологического центра имени Е. И. Крупнова в Назрани совместно с Институтом географии РАН по результатам радиоуглеродного анализа получили новые данные о возрасте одного из древнейших христианских храмов России, расположенного в горной части Ингушетии. Они свидетельствуют о том, что памятник архитектуры Алби-Ерды может быть старше, чем предполагалось ранее. Так, радиоуглеродный анализ показал, что храм был построен в период VII-X вв., в то время как прежние исследования датировали его X-XIV вв.

Археологическому центру имени Е. И. Крупнова удалось датировать десять архитектурных объектов Джейрахского района, писала ранее газета «Ингушетия». В их числе погребальные, культовые и жилищно-оборонительные постройки. Датировки исследованных объектов в целом согласуются с ранее существовавшей хронологией местных архитектурных древностей, в случае же с храмом Алби-Ерды результат радиоуглеродного исследования показал гораздо раннюю датировку — обычно специалисты датируют постройку в интервале X-XIV веков.

Храм Алби-Ерды наравне с храмом Тхаба-Ерды — один из крупнейших не только в горной Ингушетии, но и на центральном и северо-восточном Кавказе. Оба этих храма расположены недалеко друг от друга в Ассинском ущелье горной Ингушетии. Алби-Ерды известен ученым с конца XIX века и изучается до сих пор.

«Ранее высказывались различные мнения по поводу возраста храма Алби-Ерды, его датировали X-XIV веками. Но мы исходили из того, что храм в отличие от других объектов оригинален, не перестраивался и дошел до наших дней без существенных перестроек. К примеру, на храме Тхаба-Ерды есть определенные следы, которые указывают как минимум на три этапа перестройки», — сообщил заместитель директора Археологического центра имени Е. И. Крупнова Умалат Гадиев.

По его словам, в отличие от храма Тхаба-Ерды, Алби-Ерды дошел до наших дней в более или менее первозданном состоянии, сохранив основные свои формы. Этим и был обусловлен интерес к его исследованию.

«На храме нами в значительном числе были обнаружены деревянные элементы. В частности, над южным и западным дверными проемами фиксировалось несколько балок, которые несут на себе достаточно мощные стены храма Алби-Ерды. Местами эти балки несколько провисают под давлением тяжелых стен строения. Это может указывать на то, что балки стоят с ранних времен. На основании этого вывода мы взяли несколько образцов для радиоуглеродного датирования», — сказал исследователь.

По словам Умалата Гадиева, радиоуглеродный анализ материала проводился при участии Института географии РАН, который наравне с Археологическим центром Ингушетии является полноправным участником данного научного проекта.

«В конечном итоге мы получили дату VII-X вв., что нас немного удивило. Но тем не менее мы взвешены в наших оценках, это то, что мы получили по результатам наших исследований на сегодняшний день. В ближайшее время для подтверждения полученных данных нами будет произведен анализ раствора, на котором сложен Алби-Ерды», — сообщил собеседник.

Он добавил, что если полученные данные о возрасте Алби-Ерды подтвердятся после изучения раствора, то это будет достаточно интересным аспектом в современном кавказоведении, заставляющим по новому осмыслить историю строительства храмовых комплексов в горной части Северного Кавказа.

Как отметил Гадиев, факт того, что Алби-Ерды был христианским храмом, установлен предыдущими исследованиями ученых. В частности, можно вспомнить изыскания заслуженного деятеля науки Чечено-Ингушской Республики и Республики Ингушетия Макшарипа Мужухоева, руководителя грузинской археологической экспедиции Гиви Гамбашидзе и других.

«На то, что храм христианский, указывала планировка, структура памятника, апсида и алтарная части на восточной стороне объекта. Кроме того, по данным Гамбашидзе, на штукатурке алтарной стены Алби-Ерды в советские годы была выявлена надпись на древнегрузинском языке, которая гласила «Иисус святой», — отметил исследователь.

По его словам, Археологический центр с 2014 года работает над научным проектом, связанным с установлением возраста памятников архитектуры в Ингушетии. С тех пор для радиоуглеродного анализа взято более 150 образцов древесины на различных древних архитектурных постройках горной Ингушетии.

Как ранее сообщало наше издание, в результате радиоуглеродного исследования древнего храма Алби-Ерды в горной Ингушетии ученые датировали архитектурный памятник 668-974 годами.

Спасибо

Картина дня

наверх