Иван Петров предлагает Вам запомнить сайт «Я так вижу»
Вы хотите запомнить сайт «Я так вижу»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Можно ли отполировать сокровенное зеркало и не оставить на нём пятен? © Лао Цзе

Ученые: Почему играть в детстве гораздо важнее, чем ходить в школу?

развернуть

Картинки по запросу игры детей в СССÐ

Психолог Питер Грей приводит неопровержимые доказательства того,что играть в детстве гораздо важнее, чем ходить в школу.

Я рос в пятидесятые. В те времена дети получали образование двух видов: во‑первых, школьное, а во-вторых, как я говорю, охотничье-собирательское. Каждый день после школы мы выходили на улицу поиграть с соседскими детьми и возвращались обычно затемно. Мы играли все выходные и лето напролет. Мы успевали что-нибудь поисследовать, поскучать, самостоятельно найти себе занятие, попасть в истории и из них выпутаться, повитать в облаках, найти новые увлечения, а также прочитать комиксы и прочие книги, которые нам хотелось, а не только те, что нам задали.

Вот уже больше 50 лет взрослые шаг за шагом лишают детей возможности играть. В своей книге «Дети за игрой: американская история» Говард Чудакофф назвал первую половину XX века золотым веком детских игр: к 1900 году исчезла острая необходимость в детском труде, и у детей появилось много свободного времени. Но начиная с 1960-х взрослые принялись урезать эту свободу, постепенно увеличивая время, которое дети вынуждены проводить за школьными занятиями, и, что еще важнее, все меньше и меньше позволяя им играть самим по себе, даже когда они не в школе и не делают уроки. Место дворовых игр стали занимать спортивные занятия, место хобби — внешкольные кружки, которые ведут взрослые. Страх заставляет родителей все реже и реже выпускать детей на улицу одних.

дворовые игры времен СССÐ

По времени закат детских игр совпадает с началом роста числа детских психических расстройств. И это нельзя объяснить тем, что мы стали диагностировать больше заболеваний. Скажем, на протяжении всего этого времени американским школьникам регулярно раздают клинические опросники, выявляющие тревожные состояния и депрессию, и они не меняются. Из этих опросников следует, что доля детей, страдающих тем, что теперь называют тревожным расстройством и глубокой депрессией, сегодня в 5−8 раз выше, чем в 1950-е. За тот же период процент самоубийств среди молодых людей от 15 до 24 лет увеличился больше чем в два раза, а среди детей до 15 лет — учетверился. Нормативные опросники, которые студентам колледжей раздают с конца 1970-х, показывают, что молодежь становится все меньше склонна к эмпатии и все больше — к нарциссизму.

Дети всех млекопитающих играют. Почему? Зачем они тратят энергию, рискуют жизнью и здоровьем, вместо того чтобы набираться сил, спрятавшись в какой-нибудь норе? Впервые с эволюционной точки зрения на этот вопрос попытался ответить немецкий философ и натуралист Карл Гроос. В 1898 году в книге «Игра животных» он предположил, что игра возникла в результате естественного отбора — как способ научиться навыкам, необходимым для выживания и размножения.

Ученые: Почему играть в детстве гораздо важнее, чем ходить в школу?

Теория игры Грооса объясняет, почему молодые животные играют больше, чем взрослые (им еще надо многому научиться), и почему чем меньше выживание животного зависит от инстинктов и чем больше — от навыков, тем чаще оно играет. В значительной степени предсказать, во что животное будет играть в детстве, можно исходя из того, какие умения ему понадобятся для выживания и размножения: львята бегают друг за другом или крадутся за партнером, чтобы потом неожиданно на него наброситься, а жеребята зебры учатся убегать и обманывать ожидания противника.

Следующей книгой Грооса стала «Игра человека» (1901 год), в которой его гипотеза распространялась на людей. Люди играют больше всех остальных животных. Человеческие дети, в отличие от детенышей других видов, должны выучиться множеству вещей, связанных с культурой, в которой им предстоит жить. Поэтому, благодаря естественному отбору, дети играют не только в то, что нужно уметь вообще всем людям (скажем, ходить на двух ногах или бегать), но и навыкам, необходимым представителям именно их культуры (например, стрелять, пускать стрелы или пасти скот).

Основываясь на работах Грооса, я опросил десять антропологов, которые в общей сложности изучили семь различных охотничье-собирательских культур на трех континентах. Выяснилось, что у охотников и собирателей нет ничего похожего на школу — они считают, что дети учатся, наблюдая, исследуя и играя. Отвечая на мой вопрос «Сколько времени в изученном вами обществе дети проводят за игрой?», антропологи в один голос ответили: практически все время, когда не спят, начиная примерно с четырех лет (с этого возраста их считают достаточно ответственными, чтобы оставаться без взрослых) и заканчивая 15−19 годами (когда они по собственной воле начинают брать на себя какие-то взрослые обязанности).

Игры времен СССР, детские игры советских детей, во что играли дети в советское время

Мальчики играют в выслеживание и охоту. Вместе с девочками они играют в поиск и выкапывание съедобных корешков, в лазанье по деревьям, приготовление еды, строительство хижин, долбленных каноэ и прочих вещей, значимых для их культур. Играя, они спорят и обсуждают проблемы — в том числе те, о которых услышали от взрослых. Они делают музыкальные инструменты и играют на них, танцуют традиционные танцы и поют традиционные песни — а иногда, отталкиваясь от традиции, придумывают что-то свое. Маленькие дети играют с опасными вещами, например с ножом или огнем, потому что «как же они иначе научатся ими пользоваться?». Все это и многое другое они делают не потому, что кто-то из взрослых их

Параллельно я исследовал учеников очень необычной массачусетской школы, Школы Садбери Вэлли. Там ученики, которым может быть от четырех лет до девятнадцати, целыми днями делают все, что захотят — запрещено только нарушать некоторые школьные правила, не имеющие, впрочем, никакого отношения к образованию, задача этих правил — исключительно поддерживать мир и порядок.

Большинству людей это кажется безумием. Но школа существует уже 45 лет, и за это время выпустила несколько сот человек, у которых все в порядке. Выясняется, что в нашей культуре дети, предоставленные самим себе, стремятся научиться ровно тому, что имеет ценность в нашей культуре и дает им впоследствии возможность найти хорошую работу и получать от жизни удовольствие. Играя, ученики этой школы учатся читать, считать и пользоваться компьютерами — и делают это с той же страстью, с которой дети охотников и собирателей учатся охотиться и заниматься собирательством.

Школу Садбери Вэлли объединяет с группами охотников и собирателей (совершенно верная) установка на то, что образование должно находиться в зоне ответственности детей, а не взрослых. И там, и там взрослые являются заботливыми и знающими помощниками, а не судьями, как в обычных школах. Кроме того, они обеспечивают детям возрастное разнообразие, потому что игра в смешанной возрастной группе лучше способствует образованию, чем игра сверстников.

Уже больше двадцати лет люди, формирующие образовательную повестку на Западе, побуждают нас следовать примеру азиатских школ — в первую очередь японских, китайских и южнокорейских. Там дети больше времени уделяют учебе и в результате получают более высокие баллы на стандартизированных международных тестах. Но в самих этих странах все больше людей называют свою образовательную систему провальной. В статье, вышедшей не так давно в The Wall Street Journal, известный китайский педагог и методист Цзян Сюэцинь писал: «Недостатки системы, требующей зубрежки, хорошо известны: нехватка социальных и практических навыков, отсутствие самодисциплины и воображения, потеря любопытства и стремления к образованию… Мы поймем, что китайские школы меняются к лучшему, когда оценки начнут падать».

Игры времен СССР, детские игры советских детей, во что играли дети в советское время

Несколько десятилетий американские дети разных возрастов — с детского сада и до конца школы — проходят так называемые «Тесты творческого мышления Торренса», комплексные измерения креативности. Проанализировав результаты этих исследований, психолог Кюнхи Ким пришел к выводу, что с 1984 до 2008 года средний результат теста для каждого класса упал на показатель, превышающий допустимое отклонение. Это значит, что больше 85% детей в 2008 году показали худший результат, чем среднестатистический ребенок в 1984-м. Другое исследование, которое психолог Марк Рунко провел со своими коллегами из Университета Джорджии, показало, что тесты Торренса предсказывают будущие достижения детей лучше, чем тест на IQ, успеваемость в старшей школе, оценки одноклассников и все прочие способы, известные на сегодняшний день.

Мы спрашивали выпускников Садбери Вэлли, во что они играли в школе и в каких областях работали после ее окончания. Во многих случаях ответы на эти вопросы оказались взаимосвязанными. Среди выпускников были профессиональные музыканты, которые в детстве много занимались музыкой, и программисты, которые большую часть времени играли в компьютеры. Одна женщина, капитан круизного лайнера, в школе все время проводила в воде — сначала с игрушечными лодочками, потом на настоящих лодках. А востребованный инженер и изобретатель, как выяснилось, все свое детство мастерил и разбирал разные предметы.

Игры времен СССР, классики, догонялки, в слона, в картошку

Игра является лучшим способом приобретения социальных навыков. Причина — в ее добровольности. Игроки всегда могут выйти из игры — и делают это, если им не нравится играть. Поэтому целью каждого, кто хочет продолжить игру, является удовлетворение не только своих, но и чужих потребностей и желаний. Чтобы получать от социальной игры удовольствие, человек должен быть настойчивым, но не слишком авторитарным. И надо сказать, это касается и социальной жизни в целом.

Понаблюдайте за любой группой играющих детей. Вы увидите, что они постоянно договариваются и ищут компромиссы. Дошкольники, играющие в «семью», большую часть времени решают, кто будет мамой, кто ребенком, кто что может взять и каким образом будет строиться драматургия. Или возьмите разновозрастную компанию, играющую во дворе в бейсбол. Правила устанавливают дети, а не внешняя власть — тренеры или арбитры. Игроки должны сами разбиться на команды, решить, что честно, а что нет, и взаимодействовать с командой противника. Всем важнее продолжить игру и получить от нее удовольствие, чем выиграть.

Я не хочу чрезмерно идеализировать детей. Среди них встречаются хулиганы. Но антропологи говорят о практически полном отсутствии хулиганства и доминирующего поведения среди охотников и собирателей. У них нет вождей, нет иерархии власти. Они вынуждены всем делиться и постоянно взаимодействовать друг с другом, потому что это необходимо для выживания.

Игры времен СССР, детские игры советских детей, во что играли дети в советское время

Ученые, которые занимаются играми животных, утверждают, что одна из главных целей игры — научиться эмоционально и физически справляться с опасностями. Молодые млекопитающие во время игры снова и снова ставят себя в умеренно опасные и не слишком страшные ситуации. Детеныши одних видов неуклюже подпрыгивают, усложняя себе приземление, детеныши других бегают по краю обрыва, на опасной высоте перескакивают с ветки на ветку или борются друг с другом, по очереди оказываясь в уязвимой позиции.

Человеческие дети, предоставленные сами себе, делают то же самое. Они постепенно, шаг за шагом, подходят к самому сильному страху, который могут выдержать. Делать это ребенок может только сам, его ни в коем случае нельзя заставлять или подстрекать — вынуждать человека переживать страх, к которому он не готов, жестоко. Но именно так поступают учителя физкультуры, когда требуют, чтобы все дети в классе забирались по канату к потолку или прыгали через козла. При такой постановке задачи единственным результатом может быть паника или чувство стыда, которые лишь уменьшают способность справляться со страхом.

Ученые: Почему играть в детстве гораздо важнее, чем ходить в школу?

Кроме того, играя, дети испытывают злость. Вызвать ее может случайный или намеренный толчок, дразнилка или собственная неспособность настоять на своем. Но дети, которые хотят продолжить игру, знают, что злость можно контролировать, что ее нужно не выпускать наружу, а конструктивно использовать для защиты своих интересов. По некоторым свидетельствам, молодые животные других видов тоже учатся регулировать злость и агрессию с помощью социальной игры.

В школе взрослые несут за детей ответственность, принимают за них решения и разбираются с их проблемами. В игре дети делают это сами. Для ребенка игра — это опыт взрослости: так они учатся контролировать свое поведение и нести за себя ответственность. Лишая детей игр, мы формируем зависимых и виктимных людей, живущих с ощущением, что кто-то облеченный властью должен говорить им, что делать.

Ученые: Почему играть в детстве гораздо важнее, чем ходить в школу?

В одном из экспериментов крысятам и детенышам обезьян позволяли участвовать в любых социальных взаимодействиях, кроме игр. В результате они превращались в эмоционально искалеченных взрослых. Оказавшись в не очень опасной, но незнакомой среде, они в ужасе замирали, не в силах преодолеть страх, чтобы осмотреться. Столкнувшись с незнакомым животным своего вида, они либо сжимались от страха, либо нападали, либо делали и то, и другое — даже если в этом не было никакого практического смысла.

В отличие от подопытных обезьян и крыс, современные дети пока что играют друг с другом, но уже меньше, чем люди, которые росли 60 лет назад, и несопоставимо меньше, чем дети в обществах охотников и собирателей. Думаю, мы уже можем видеть результаты. И они говорят о том, что этот эксперимент пора прекратить.

Спасибо


Ключевые слова: Книги, Отдых
Опубликовал , 08.02.2019 в 06:54
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Виды мужиков на корпоративе

Виды мужиков на корпоративе

2 апр, 19:52
-1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Порфирий Иванов — редкий фил…

Порфирий Иванов — редкий философ или безумец?

2 апр, 17:56
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Незамеченная эпидемия: почем…

Незамеченная эпидемия: почему испанка пощадила революционную Россию

2 апр, 15:53
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Как сегодня дезинфицируют са…

Как сегодня дезинфицируют самые большие самолеты

2 апр, 13:56
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
"Золотая лихорадка" Каралона…

"Золотая лихорадка" Каралона. Россия 1898 год

2 апр, 11:58
+1 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Олонецкие лагери смерти.   «…

Олонецкие лагери смерти. «Красная звезда» июль 1944 года

2 апр, 09:57
+30 10
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Герой Советского Союза Павел…

Герой Советского Союза Павел Бабайлов: до 10 боевых вылетов в день

2 апр, 07:57
+31 6
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Любовь — это и есть жизнь...

Любовь — это и есть жизнь...

1 апр, 19:52
+167 40
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Миллион  алых роз : где мифы…

Миллион алых роз : где мифы, а где правда в истории о влюбленном художнике

1 апр, 17:55
+5 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
За последние 75 лет Нью-Йорк…

За последние 75 лет Нью-Йорк пять раз сталкивался с тяжелейшими кризисами

1 апр, 15:56
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Шагомер помог предсказать уч…

Шагомер помог предсказать ученым риск смерти от всех причин

1 апр, 15:55
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Гордость России Сергей Иевко…

Гордость России Сергей Иевков: молодой врач собрал команду и лечит бомжей прямо на улицах

1 апр, 13:54
+45 17
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
История упущенного вируса:  …

История упущенного вируса: люди впервые начали болеть COVID-19 ещё в ноябре

1 апр, 13:22
+9 6
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Угрюм-река,  угрюм-мост и фа…

Угрюм-река, угрюм-мост и фантастически красивая природа

1 апр, 11:51
+35 9
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
В усадьбе немецкого рабовлад…

В усадьбе немецкого рабовладельца «Красная звезда», 20 февраля 1945

1 апр, 09:59
+6 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Военные воспоминая  медсестр…

Военные воспоминая медсестры Марии Гавриловны Сердюковой

1 апр, 07:55
+15 5
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
НЛО в 500 милях  от Денвера.…

НЛО в 500 милях от Денвера. Март 1950 год

31 мар, 19:59
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Собаки могут помочь человеку…

Собаки могут помочь человеку в борьбе с распространением коронавируса

31 мар, 18:09
+4 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«Что отдал — то твое»:  дети…

«Что отдал — то твое»: дети, как лекарство от всех болезней

31 мар, 17:53
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
В лунные экспедиции НАСА отб…

В лунные экспедиции НАСА отбирало особенных парней, отлитых из свинца

31 мар, 15:58
+49 101
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Суперраспространители инфекц…

Суперраспространители инфекций - кто они

31 мар, 13:57
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«Август 1991 г. Где был КГБ?…

«Август 1991 г. Где был КГБ?»: хроника разведывательного противоборства держав в годы перестройки

31 мар, 11:52
+3 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Про СССР : мнение экс-депута…

Про СССР : мнение экс-депутата царской Думы и организатора белогвардейской контрреволюции Василия Шульгина

31 мар, 09:55
+12 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Танкист Дмитрий Лавриненко —…

Танкист Дмитрий Лавриненко — мастер засад, не боявшийся численного превосходства врага

31 мар, 07:59
+61 15
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
"А нормальной еды у вас нет?"

"А нормальной еды у вас нет?"

30 мар, 19:59
+17 6
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Поиск по блогу

Пандемия: "Вьетнам меня удив…

Пандемия: "Вьетнам меня удивляет, если честно..."

28 мар, 13:35
+331 99
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Любовь — это и есть жизнь...

Любовь — это и есть жизнь...

1 апр, 19:52
+167 40
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Почему в Японии не вводят чр…

Почему в Японии не вводят чрезвычайное положение и не объявляют карантин?

28 мар, 17:03
+154 17
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
"Я врач, в Израиле с 1973 г.…

"Я врач, в Израиле с 1973 г. Мне 78 лет" : Советы , как уберечься от коронаровируса?

27 мар, 18:44
+116 62
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Рассекречено:  основные поло…

Рассекречено: основные положения развед. доклада ЦРУ США 1982 г. о состоянии экономики СССР

30 мар, 13:53
+85 111
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Танкист Дмитрий Лавриненко —…

Танкист Дмитрий Лавриненко — мастер засад, не боявшийся численного превосходства врага

31 мар, 07:59
+61 15
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Последние комментарии

Иван Петров
alexander trubachev
alexander trubachev
Олег Помошников
alexander trubachev
Starikan старенький
Яков1 Блюмкин
Alexander Samokhin