Слишком активные нейроны сокращают жизнь

Увеличить срок жизни можно, если подавить гены, которые делают нервные клетки легковозбудимыми и чрезмерно общительными.

Среди разных способов продлить время жизни появляется, видимо, ещё один – исследователи из Гарварда опубликовали в Nature статью, в которой утверждают, что стать долгожителем можно, если успокоить собственные нейроны.

Чтобы дольше прожить, нужно успокоить свои нейроны. (Иллюстрация: ktsdesign / Depositphotos)

Всё началось с изучения генетической активности в мозге пожилых людей.

Активность генов с возрастом меняется, и мозг человека помоложе можно отличить от мозга человека постарше, если сравнить, какие гены в них активны. С другой стороны, есть пожилые люди более здоровые, есть менее здоровые, и цель была в том, чтобы сопоставить состояние здоровья с работой генов. Их активность анализировали в сотнях образцов, взятых из лобных долей коры человеческого мозга (эти образцы, в свою очередь, брали у умерших людей разного возраста). Данные о работе генов группировали по сходству, и оказалось, что получаются две отчётливые группы – люди примерно до 80 лет и люди, чей возраст от 85 до 90. Активность генов в мозге до 80 явно отличалась от активности генов в мозге от 85 до 90: у тех, кто прожил дольше, слабее работали гены, отвечающие за нервное возбуждение и формирование межнейронных соединений-синапсов.

Тогда авторы работы решили проверить, отличаются ли похожим образом нейроны у нематоды Caenorhabditis elegans, которую часто используют для самых разных молекулярных, клеточных и других экспериментов. У молодых червей нейроны оказались более спокойными, чем у старых, при этом у нематод-мутантов, которые жили дольше обычных червей, нейроны в старости вообще практически молчали. Тут нужно уточнить, что речь не о том, что нейроны перестали проводить информацию от рецепторов или, скажем, перестали управлять чувством голода. Нейроны – и у нематод, и у человека – постоянно обмениваются какими-то сигналами, даже индивидуум ничем не занят. Порой такая фоновая активность становится видимой – например, начинают непроизвольно сокращаться мышцы, или, если говорить о высших когнитивных функциях, меняется настроение, появляются какие-то посторонние мысли и пр. И вот, как оказалось, у червей-долгожителей и людей-долгожителей такая автономная активность нейронов довольно мала. Более того, если обычным червям, без мутации долгожительства, давали какое-то вещество, которое подавляло самостоятельную активность нейронов, то такие черви жили дольше.

Дальнейшие эксперименты показали, что такого же эффекта можно добиться, если действовать на белок SPR-4. Он подавляет активность генов, которые помогают нейронам оставаться в возбуждённом состоянии, и если SPR-4 у червей стимулировали, то нейроны активничали меньше, а сами черви жили дольше. Аналог SPR-4 у млекопитающих – белок REST. У мышей, у которых искусственно отключают REST, нейронная активность в мозге сильно возрастает; правда, пока неизвестно, как на продолжительности жизни мышей сказывается стимуляция или подавление REST'а. Зато известно, что этого белка особенно много у людей, доживших до ста лет и более – если сравнивать с теми, кто прожил только до 70–80.

В целом всё указывает на то, что между продолжительностью жизни и возбудимостью нейронов есть причинно-следственная связь: если мы хотим растянуть старение и прожить дольше, нужно успокоить нервные клетки. Авторы работы обнаружили, что в успокоившихся нейронах начинают активно работать гены, которые контролируют обмен веществ и которые включаются при недостатке калорий. Известно, что ограничение в еде тоже продлевает жизнь, так что, скорее всего, «нейронное спокойствие» здесь тесно связано с другими процессами, от которых зависит старение и продолжительность жизни.

Было бы интересно узнать, когда именно нужно начинать успокаивать нейроны, чтобы дольше прожить – совсем в старости или всё-таки пораньше. Вообще говоря, автономная активность нейронов, нейронный шум – это необходимая часть жизни мозга. Мы писали, например, что спонтанная активность слуховых клеток помогает мозгу натренироваться на восприятие звуков ещё до того, как уши начнут что-то слышать; также мы писали о том, что нейронный шум помогает вообще учиться; есть гипотезы, что электрический шум в мозге есть результат самоосознания, то есть понимания, что я – это я, что мои воспоминания – это мои воспоминания и пр. Возможно – как оно часто бывает, когда чего-то становится слишком много – что слишком сильный нейронный шум начинает попросту вредить. Есть, как известно, масса психологических и эзотерических методов, которые нацелены именно на успокоение психики, на достижение равновесия, нечувствительности к стрессам и пр. Было бы интересно, если бы вскоре целые курсы медитаций и ретритов удалось заменить препаратом, стимулирующим транскрипционный фактор REST.

Спасибо

Почему развалились колхозы царя Александра III

Александр III: хозяин всея Руси | Пикабу

Александр III с супругой Марией Федоровной

В 1890-х в двух российских губерниях - Пермской и Херсонской - был проведён эксперимент: создание на бюджетные и благотворительные деньги небольших артелей из крестьян-бедняков.

Об эксперименте с артелями в Пермской губернией рассказывает историк Степан Пьянков в статье "Ссуда на коллективизм: организация земледельческих артелей на Урале в конце XIX в." (Уральский исторический вестник, №3, 2013).

Создание земледельческих артелей в  этих двух губерниях было связано с катастрофическим неурожаем 1891 года, нанесшим сильнейший удар по крестьянским хозяйствам.

Деньги на коллективные хозяйства выделялись из бюджета земств (как сейчас сказали бы, из местного бюджета) и благотворительных взносов. Уполномоченным по артелям в Пермской губернии стал секретарь Шадринской уездной земской управы Н.Фёдоров. Согласно его проекту, идеальная артель должна была состоять всего из шести безлошадных хозяев. Один из членов артели избирался старостой, который и руководил  работой. В каждом населённом пункте, где были учреждены артели, назначался особый попечитель, который должен был наблюдать за исполнением условий устава.

Имущество артели: лошади, орудия, семена и весь урожай с артельных запашек — должно было находиться в коллективной собственности (а не в собственности каждого хозяйства в отдельности). Урожай артели делился на семенной фонд, на выплату податей, а оставшаяся часть должна была храниться для выдачи ссуд членам артели, нуждающимся в семенах (предполагалось, что артельщики, кроме общей запашки, будут вести и небольшое личное хозяйство).

колхоз-2

В июне 1892 года Фёдоров организовал 55 артелей, из которых 47 состояли из безлошадных домохозяев. Каждая из артелей, кроме посевных семян, получила 2 лошади, 2 одноконных плуга и соху, молотилки и веялки. На эти хозяйства местным бюджетом была выделена ссуда на 20 тыс. рублей на три года.

Ещё одним организатором колхозов в этом регионе стал социалист Григорий Соломон. На это дело он получил из Петербурга "от неизвестных лиц" несколько траншей по 5-8 тыс. рублей каждый. Эти деньги выделялись крестьянам безвозмездно. Он организовывал земледельческие артели по системе Фёдорова, выдавая лошадей, орудия и семена.

Соломон обосновался в селе Ново-Петропавловское, где открыл бесплатную столовую для крестьян. Крестьяне в артелях, которые курировались им, получали плату: за один рабочий день мужчинам полагалось 15 коп., женщинам — 10 коп. и детям — 5 коп.; всем работникам также раз в день бесплатно давали горячую пищу. Также Соломон оказывал бесплатную медицинскую помощь.

колхоз-1

В 1894 году губернское земство собрало первые сведения о деятельности артелей. Всего в Шадринском уезде было обследовано 63 артели. На момент создания в них насчитывался 401 член, 85 — вышли из артелей в первый же год их существования, 30 человек было исключено, вновь принято — 45. В итоге к 1894 году в состав экспериментальных  артелей входило 323 крестьянина (за два года потеря 20% состава). В их пользование было выдано 219 лошадей, одна артель купила лошадь самостоятельно. В первый же год деятельности артелей пало 22 лошади.
В отчёте губернской земской управы указывалось:

"Никому лично не принадлежавшая лошадь не пользуется должным уходом. Большинство лошадей пало прямо от голода. У артельщиков идёт пережидание, который должен работать, тот и корми лошадь, а последний, поработав целый день, передает её другому, а покормить после трудов не позаботится. Во многих случаях и оставшиеся лошади плохо кормлены и истощены».

колхоз-3

Попечители артели описывали вступление крестьян в артель как меру вынужденную:

«Безлошадные крестьяне смотрят на артель, как на неизбежное зло, лежащее на пути к приобретению собственной лошади, возможности стать полным хозяином. Заметна сильная тенденция уравнять число членов с числом лошадей, что достигается обыкновенно устранением лишних (сверх лошадей) членов».

Ещё одно исследование было проведено в октябре 1896 года, спустя четыре года после их основания. К этому времени ВСЕ артели распались, не выплатив полученные ссуды. Артельное хозяйство велось плохо, быстро менялся состав членов, а на момент обследования общая запашка была повсеместно прекращена. Из 153 лошадей, приобретенных на средства губернского земства, в Шадринском уезде пало 24%, в Екатеринбургском уезде — 32%.

Бывшие члены артели из села Далматово описывали работу своего распавшегося коллектива так: «Да разве это резон сообща владеть лошадями? Я буду её кормить, а потом её другому отдадут, кто не кормит, а только робить будет. Или я починю молотилку, а другой задаром моим трудом воспользуется! А лошади у нас пропали".

Несмотря на оказанную земством огромную помощь, экономическое положение бывших артельщиков не изменилось. Как и прежде, многие из них были бедны. Количество личного домашнего скота и инвентаря в хозяйствах участников артелей было минимальным. Хозяйства этих крестьян так же, как и десять лет назад, балансировали на грани полного упадка: за ними числились недоимки по уплате податей и долги в общественные хлебозапасные магазины.

Эпилогом в истории с организацией сельскохозяйственных артелей стало списание долгов, числившихся за бывшими участниками артелей. Всего было прощено долгов 8371 руб., поводом же стало рождение наследника престола — цесаревича Алексея Николаевича.

В Херсонской же губернии дело обстояло чуть лучшим образом: к 1910 году из 118 созданных артелей всё же сохранилось 16 (видимо сказывался такой фактор, как благоприятный климат  и наличие в регионе чуть более активных крестьян).

колхоз-4