Вместе с Софьей Багдасаровой вспоминаем живописца Владимира Гау и светских красавиц XIX века, которых он писал, а также какие стихи посвящали дамам поэты золотого века русской литературы.
АЛЕКСАНДРА ВОРОНЦОВА-ДАШКОВА

Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом.
Значенья пустого слова
В устах ее полны приветом.
Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь ей несносна привычка,
Она ускользнет, как змея,
Порхнет и умчится, как птичка. <…>
То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно!
Понять невозможно ее,
Зато не любить невозможно.
Владимир Гау. Портрет А.К. Воронцовой-Дашковой. 1841. Christie's
Александра Воронцова-Дашкова была женой одного из самых богатых людей России того времени, дипломата Ивана Воронцова-Дашкова. Она была истинной светской львицей, повелительницей мод, и отличалась немного монгольской красотой. Иван Тургенев сделал ее прототипом «княгини Р.» в романе «Отцы и дети», Николай Некрасов посвятил истории ее трагического второго брака с доктором-аферистом стихотворение «Княгиня». А стихотворение Михаила Лермонтова «К портрету» было написано поэтом еще в период ее счастливого первого брака с графом Воронцовым-Дашковым.
ИМПЕРАТРИЦА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА

Ее последние я помню взоры
На этот край — на озеро и горы,
В роскошной славе западных лучей, —
Как сквозь туман болезни многотрудной,
Она порой ловила призрак чудный,
Весь этот мир был так сочувствен ей...
Коль эти горы, волны и светила
И в смутных очерках она любила
Своею чуткой, любящей душой —
И под грозой, уж близкой, разрушенья
Какие в ней бывали умиленья
Пред этой жизнью вечно молодой!..
Владимир Гау. Портрет Александры Федоровны. 1855 год. ИРЛИ РАН
Жена Николая I отличалась изяществом и хрупкостью. Ее прозвищем было Лалла-Рук в честь прекрасной восточной принцессы из одноименной повести Томаса Мура. Именно под этим именем Пушкин сделал императрицу героиней последней главы«Евгения Онегина», впрочем, позже решил не публиковать эту строфу. Александра Федоровна умерла в октябре 1860 года – иФедор Тютчев, приближенный ко двору дипломат, написал в память о ней стихотворение «Memento».
АННА ОЛЕНИНА

Анюточка, мой друг!
Я для тебя и для твоих подруг
Придумал басенку. Пока еще ребенком,
Ты вытверди ее; не ныне, так вперед
С нее сберешь ты плод.
Послушай, что случилоси с Ягненком.
Поставь свою ты куклу в уголок:
Рассказ мой будет краток.
Ягненок сдуру,
Надевши волчью шкуру,
Пошел по стаду в ней гулять…
Владимир Гау. Портрет Анны Олениной. 1839. ГМП
Анна Оленина, дочь президента Академии художеств, фрейлина императорского двора, была в свое время возлюбленной Александра Пушкина, который просил ее руки и получил отказ. Олениной посвящено множество стихотворений поэта, в том числе «Я вас любил», «Что в имени тебе моем» и «Не пой, красавица, при мне». В ее честь сочиняли и Николай Гнедич, и Иван Козлов — даже Иван Крылов однажды написал для маленькой Анны басню «Ягненок».
МАРИЯ БЕК

Лампадою ночной погасла жизнь моя,
Себя, как мертвого, оплакиваю я.
На мне болезни и печали
Глубоко врезан тяжкий след;
Того, которого вы знали,
Того уж Вяземского нет
Владимир Гау. Портрет Марии Бек. 1838. ГРМ
Эта красавица из рода Столыпиных была двоюродной теткой Михаила Лермонтова и женой дипломата и писателя Павла Вяземского. Муж посвятил ей перевод «Цветка лотоса» Генриха Гейне, а пожилой свекор, поэт Петр Вяземский, обычно писал для Марии короткие четверостишия в личной переписке, причем достаточно пессимистичные, как, например, «Эпитафия себе заживо».
НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА

На память обо мне, когда меня не будет,
В альбом впишите:
«Здесь он был мне верный друг,
И там меня в своих молитвах не забудет,
И там он будет мой».
Потом, когда досуг
Украдкой даст вам час, чтобы побыть с собою,
На эти свежие и белые листы
Переносите вы свободною рукою
Дневную исповедь, отметки и мечты…
Владимир Гау. Портрет Натальи Гончаровой, 1842-1843
Стихов, которые посвятил Александр Пушкин своей невесте, а потом жене, было бесчисленное множество: «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Пора, мой друг, пора», «Мадона». Но Наталья Гончарова была музой и других поэтов пушкинской эпохи, например Петр Вяземский, навестив тогда уже вдову Пушкина, сочинил для нее стихотворение «При подарке альбома».
ПРАСКОВЬЯ БАРТЕНЕВА

Скажи мне: где переняла
Ты обольстительные звуки
И как соединить могла
Отзы́вы радости и муки?
Премудрой мыслию вникал
Я в песни ада, в песни рая,
Но что ж? — нигде я не слыхал
Того, что слышал от тебя я!
Владимир Гау. Портрет П.А. Бартеневой. 1841, ГИМ
Бартенева родилась в бедной дворянской семье, но оказалась весьма талантливой певицей и потому стала известной. За свое сопрано с металлическим оттенком она получила прозвище «русская Зонтаг» (в честь знаменитой немецкой оперной певицы Генриетты Зонтаг). Стихи красавице посвящали Иван Козлов, Иван Мятлев и даже Евдокия Ростопчина, но особенно выразителен цикл, написанный в ее честь Михаилом Лермонтовым: «Она поет — и звуки тают», «Как небеса, твой взор блистает», а также восьмистишие «Бартеневой».
ЭМИЛИЯ МУСИНА-ПУШКИНА

Графиня Эмилия —
Белее чем лилия,
Стройней её талии
На свете не встретится.
И небо Италии
В глазах её светится,
Но сердце Эмилии
Подобно Бастилии
Владимир Гау. Портрет Э.К. Мусиной-Пушкиной. 1840. ГРМ
Эмилия Мусина-Пушкина была сестрой другой знаменитой красавицы — Авроры Демидовой, невестки Карамзина. Обеих сестер, дочерей выборгского губернатора, называли в Петербурге «финляндскими звездами». Александр Пушкин, зная, что Эмилию считали соперницей его супруги по красоте, поддразнивал жену в письмах: «Счастливо ли ты воюешь со своей однофамилицей?» А Михаил Лермонтов был безответно влюблен в Мусину-Пушкину и посвятил мадригал ее утонченной внешности.
Свежие комментарии