На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Мать моя, медведица

 

Трудно представить, чтобы люди жили на одной земле 12 тысяч лет. Но такой народ есть. Это нивхи, коренной этнос Сахалина.

 

Братья-полинезийцы

Учёные предполагают, что нивхи пришли сюда, когда Сахалин ещё соединялся с Азиатским материком – то есть в эпоху плейстоцена (она началась 2,588 млн лет назад и закончилась 11,7 тыс лет назад. – Ред.).

Жили-были они своим первобытным миром вплоть до XX века, пока цивилизация не уничтожила почти всё, включая и самих нивхов: в наши дни их насчитывается всего около четырех с половиной тысяч.

Нивхи (нивх – «человек») – самоназвание удивительного этноса. Этнографы относят его к палеоазиатскому типу монголоидной расы. Но откуда же пришли они на сахалинскую землю?

Нивхи считаются прямыми потомками древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. Но сегодня доказано, что они имеют родственные связи с народами... Полинезии! А возможно, предки нивхов – часть древнейшей этнической цепи, растянувшейся вдоль северо-западных берегов Тихого океана, и в неё входят ещё и эскимосы, и даже североамериканские индейцы.

С таянием ледников уровень океана поднялся,  разделив нивхов на две группы: сахалинскую и амурскую. Со временем они стали сильно различаться.

 

 

В море на хлипких судёнышках

Впервые нивхи под названием «гилями» упоминаются в китайских летописях 600 года н.э. Гилями активно общались с монгольской династией Юань. Соседями нивхов тогда были айны – жители Сахалина и Японских островов, где они много тысяч лет назад создали культуру Дземон.

Айнам повезло меньше: после многовековой принудительной ассимиляции Японией от них мало что осталось. Нивхи были затронуты меньше, а в конце концов оказавшись в сфере влияния русского государства.

В русских документах они впервые упоминаются в 1643 году в записках Василия Пояркова, командира отряда казаков-землепроходцев. Про «гиляков» он писал, что местный «народец» ездит на собаках, живёт в домах на сваях, плавает в крохотных лодках из бересты и даже выходит на хлипких судёнышках в открытое море.

В 1849–1854 годах на землях нивхов работала экспедиция Г.И. Невельского, основавшая Николаевск-на-Амуре – в своём роде столицу нивхских земель. Вскоре здесь стали селиться и русские крестьяне, а территория официально вошла в состав Российской империи.

Увы, нивхи перестали быть хозяевами своей земли, и населения стало неуклонно сокращаться. Уже Антон Чехов в конце XIX века писал: «Гиляки принадлежат не к монгольскому и не к тунгусскому, а к какому-то неизвестному племени, которое, быть может, когда-то было могущественно и владело всей Азиею, теперь же доживает свои последние века на небольшом клочке земли в виде немногочисленного, но всё ещё прекрасного и бодрого народа».

По переписи 2010 года в России проживало всего 4652 представителя древнего этноса. Малая часть нивхов обитает в Японии – счет идет на сотню-две.

 

Стоянка нивхов-охотников. Начало XX века

 

Личные собаки

Тысячи лет нивхи ловили проходного лосося. Весь год это было их главным занятием. Занимались и морским зверобойным промыслом (нерпы, тюлени, дельфины).

Густая тайга под боком воспитала в них охотников – в ходу были хитроумные ловушки, луки, копья, самострелы. Огнестрельное оружие появилось тут лишь  в XIX веке.

Женщины собирали в тайге травы, ягоды, лекарственные растения. Из крапивы нивхи плели сети, а корни, прутья и береста шли на изготовление домашней утвари.

Важную роль играли собаки: они охраняли дом, ходили в упряжках, их шерсть и кожу использовали для шаманских бубнов.

Собственные псы у многих имелись с младенчества. Когда ребенок рождался, ему на пальцы наматывали собачьи шерстинки, а когда у дитяти  выпадали молочные зубы, их скармливали «именному» псу. Личная собака сопровождала человека всю жизнь. 

 

Что такое левират?

Еще в начале ХХ века нивхи жили родовым строем. Высшим органом был совет старейшин с главой рода на вершине. В семейных отношениях сохранялись первобытные формы. Так, если в семье рождались разнополые близнецы, то они были предназначены друг другу, и это не считалось инцестом.

Впрочем, европейцев шокировало не только это. Так, у нивхов существовал левират: вдова вступала в брак только с родственниками умершего мужа; бытовало сожительство с жёнами братьев и их сёстрами, с сёстрами матери и жены, с жёнами брата матери.

Мать стремилась выдать дочь за сына своего брата, и с этой целью 3-4-летних малышек отдавали в будущую семью, где девочки росли до брачного возраста. В 15–17 лет такие жених с невестой начинали семейную жизнь без всяких церемоний.

Но и свадьбы всё же случались, хотя  жених должен был заплатить калым, а если не мог, обязан был отработать в семье невесты. Иногда «отработка» растягивалась на долгие годы. 

 

 

 

Долгое эхо Бабы-яги

Нивхи молились своим многочисленным духам, выпрашивая здоровье, удачу в промыслах и на охоте, избавление от неудач.

Символом рода считался огонь. Из приамурских народов лишь нивхи сжигали покойников, чтобы их души скорее достигли верхнего мира. Однако  кремацией ритуал не заканчивался.

Кто знает, откуда пришёл образ Бабы-яги в русские сказки. Может, и от нивхов. Ведь после кремирования мастерилась деревянная кукла, которую одевали, обували и привязывали к ней кость от черепа умершего. А затем селили в специальном домике высотой с метр и каждый год совершали около него поминальные обряды.

Нивхи верили в перерождение, считая, что предки часто возвращаются в наш мир в образе медведей. По их легендам,  нивхи вообще произошли от медведицы, полюбившей человека.

Верили, что некоторые из предков могли вернуться новорожденными младенцами. Поэтому нередко детей называли их  именами, говоря: «пришёл, став его кровью».

В быту ребёнка никогда не называли настоящим именем, чтобы не привлечь злых духов. Похожий обычай бытовал у американских индейцев.

Считая, что душа может вселиться в растение, птицу или животное, нивхи крайне бережно относились к окружающей природе.

Всё для духа Пал Ыз

Как никакой другой народ они почитали медведя. Точнее, духа тайги Пал Ыз в медвежьем обличье. С первобытных времен в январе-феврале не один день отмечался особый праздник, для которого отлавливали и растили в клетке медвежонка, кормили-поили, выгуливали. Если он попадал к людям новорожденным, то нивхские женщины могли выкармливать его грудью.

В праздник медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, щедро угощали из деревянной посуды рыбным студнем и даже поили вином, приговаривая: «Мы устраиваем пир в твою честь, не пугайся, мы не навредим, мы только убьём тебя и отправим к Хозяину леса. Мы все будем плакать. А тебя убьёт лучший стрелок, он просит прощения. Он убьёт тебя быстро. Мы же не можем кормить тебя вечно. Мы сделали всё, что могли, а теперь твой черёд попросить Хозяина, чтоб послал нам на зиму больше выдр, соболей, а на лето – тюленей и рыб. Не забудь нашей услуги. А наши дети не забудут тебя!..» И  мишку в положенный час убивали стрелой из лука, стараясь попасть прямо в глаз. А из его мяса готовили угощенье, и всю последнюю ночь  нивхские старцы сидели перед его черепом и разговаривали, разговаривали с ним о чём-то своём. 

 

Марина Сотникова

Картина дня

наверх