На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

«Точка» бьет точно: советские плавающие тактические ракетные комплексы

Помимо стратегических, дальнобойных ракетных комплексов, а также самоходных зенитных установок, в Советской армии состояли на вооружении машины с ракетами средней дальности для точечных атак по территории противника. Естественно, эти машины должны были уметь передвигаться по любой поверхности: как по земле, так и по воде.

Советская эпоха

В начале 1970-х годов секретный Брянский автозавод приступил к серийному производству второго семейства трехосных корпусных шасси БАЗ-5921/5922, служивших для установки более мощного тактического ракетного комплекса «Точка» с повышенной точностью поражения целей. Как и предыдущая зенитная система «Оса», он базировался на унифицированных полноприводных плавающих автомобилях-шасси с несущими корпусами, равноудаленными ведущими мостами и традиционной бортовой трансмиссией.

Семейство БАЗ-5921/5922 (1971–1990 гг.)

В середине 1960-х первыми эскизными разработками корпусных плавающих машин в секретном СКБ Брянского автозавода были спецшасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922 для будущего тактического ракетного комплекса «Точка», но особая срочность обеспечения армии зенитной системой «Оса» отодвинула их на второй план.

Пусковая установка ракетного комплекса «Точка» на параде (из архива Л. Суславичуса)

Продолжить эту работу позволило правительственное постановление 1968 года о создании «дивизионного ракетного комплекса высокой точности стрельбы» для поражения малоразмерных (точечных) целей, базирующегося на плавающих шасси высокой проходимости. Их прототипы собрали в конце 1971 года, серийное производство началось в мае 1974-го.

Конструктивно новые автомобили были унифицированы с «легким» семейством 5937/5939 для комплекса «Оса», включая прежний 300-сильный дизель, дополненный двумя радиаторами, и бортовую трансмиссию с 18 карданами. Единственной полноценной новинкой стали более крупные и вместительные сварные корпуса коробчатого сечения с тремя отсеками: переднее отделение управления с входными люками в крыше, центральный моторный отсек и кормовой для размещения специального оборудования. Для семейства «Точка» максимальная скорость составляла 60 км/ч, на плаву — 8 км/ч.

Плавающее 300-сильное шасси БАЗ-5921 для комплекса «Точка». 1976 год (фото автора)

Спецшасси БАЗ-5921 в экспозиции артиллерийского музея в Петербурге (фото автора)

Создание комплекса «Точка» с управ­ляемыми ракетами было продиктовано исчерпанием возможностей прежней системы «Луна-М». В 1973–1974 годах он прошел испытания и в 1976-м был принят на вооружение. В 1989 году его сменил модернизированный вариант «Точка-У» с увеличен­ной дальностью стрельбы. Их сборкой занимался Ижевский электромеханический завод (ИЭМЗ), сегодня — Ижевский электромеханический завод «Купол». Эти системы по­ступали на вооружение ракетных дивизионов мотострелковых и танковых диви­зий Советской армии, а также в страны Варшавского договора и ряд государств Азии и Африки.

На параде пусковые установки тактического комплекса «Точка» (из архива автора)

Комплекс «Точка» на шасси БАЗ-5921 в польской армии (из архива Л. Суславичуса)

«Точка-У» в боевом положении на четырех гидроопорах (из архива автора)

На шасси БАЗ-5921 грузоподъемностью 6,3 т с экипажем из четырех человек монтировали оборудование пусковых установок 9П129 и 9П129М для комплексов «Точка» и «Точка-У» соответственно. Внешне эти машины отличалась клиновидной передней частью корпуса, небольшими лобовыми и узкими треугольными боковыми окнами с пуленепробиваемыми стеклами.

Серийное шасси БАЗ-5921 для тактических систем «Точка». 1976 год (фото автора)

Высокий герметизированный корпус БАЗ-5921 с домкратами и водометами (фото автора)

В кормовой части была смонтирована подъемная рампа с направляющими для запуска одной ракеты. Для скрытности и неожиданности нанесения ракетного удара ее подъем в боевое положение осуществлялся всего за 15 секунд до старта. В транспортном положении ракета размещалась горизонтально, а для сохранности груза и маскировки задний отсек сверху закрывался двумя боковыми створками с дистанционным управлением.

Модернизированная система «Точка-У» на плавающем шасси БАЗ-5921 (из архива БАЗ)

Машина 9П129М «Точка-У» в транспортном положении (фото Д. Гладкого, Минск)

«Точка-У» возвращается с последнего советского военного парада. 1990 год (фото автора)

В обоих исполнениях комплекса «Точка» автомобиль БАЗ-5922 с полезной нагрузкой 6,8 т применялся для монтажа оборудования ТЗМ 9Т218 и 9Т218-1. Его оборудовали собственным корпусом с укороченным отделением управления для экипажа из двух человек, повышенной площадью остекления и увеличенным открытым кормовым отсеком с тентованным верхом. В нем на специальных ложементах размещались две полностью снаряженные и готовые к пуску ракеты. Их перегрузку осуществлял гидрокран заднего расположения.

Шасси БАЗ-5922 для транспортно-заряжающих машин «Точка» (фото Л. Гоголева, Киев)

Размещение двух ракет 9М79 в грузовом отсеке машины 9Т218 (из архива БАЗ)

В 1980-е годы для повышения надежности и экономичности на двух шасси смонтировали 260-сильные дизели КамАЗ-7403. После испытаний прототипов БАЗ-5921М и 5922М в горной и жаркой пустынной местности оказалось, что в закрытых отсеках система охлаждения серийных силовых агрегатов не справляется со своими функциями и приводит к быстрому перегреву двигателей. Во времена перестройки их модернизация не состоялась. Выпуск комплексов «Точка» заморозили в 1990 году.

Опытное шасси БАЗ-5921М с 260-сильным дизелем КамАЗ. 1980 год (из архива 21 НИИЦ)

Современность

Впоследствии на новых шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922, которые находились на базах хранения Министерства обороны РФ, а также на списанных машинах, прошедших капитальный и восстановительный ремонт или реконструкцию, продолжилась установка модернизированных систем вооружения, радиотехнических средств и других видов военной техники. В 1995 году на них предполагалось создание командно-штабной ма­шины, но дальше эскизного проекта дело не пошло.

С 2005 года БАЗ предлагает реконструированный 300-сильный транспортер БАЗ-59223 с задним герметизированным откидным бортом для перевозки 7 т воинских грузов, эвакуации 15–20 человек или установки специального оборудования.

Многоцелевое 20-местное транспортное шасси БАЗ-59223 (из проспекта БАЗ)

Погрузка вездехода в кузов машины БАЗ-59223 с задним откидным бортом (из проспекта БАЗ)

В 2007 году на вооружение была принята мобильная радиолокационная станция наземной, воздушной и надводной разведки «Кредо-1С» армейского звена. Она базируется на модернизированном шасси БАЗ-5921 с дополнительным комплектом локального бронирования, взрывобезопасным топливным баком, двумя домкратами и кондиционером в отсеке управления. На ней смонтировано 15-метровое подъемно-мачтовое устройство с радиолокационной станцией «Кредо-1» с зоной обзора до 40 км и комплекс оптико-электронной разведки.

Что дальше?

Уникальные плавающие тактические ракетные комплексы «Точка» с корпусными шасси, как и сходные с ними зенитные системы «Оса», остались высшими военно-техническими достижениями СССР, не имевшими иностранных аналогов. До сих пор они состоят на вооружении Российской армии, но в конструктивном плане развития так и не получили. Сегодня их роль выполняют новые более мощные и надежные сухопутные машины, оснащенные точным и эффективным вооружением с увеличенной дальностью поражения.

Радиолокационная станция «Кредо-1С» на доработанном шасси БАЗ-5921 (из архива автора)

источник

Картина дня

наверх