На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 436 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Как призывали в Советскую армию

382e9be5a1bc6129e326cddb1ce8ad10_RSZ_690

В октябре 1967 года был принят закон СССР "О всеобщей воинской обязанности". Закон определял, что "Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР… Все мужчины — граждане СССР, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, оседлости, социального и имущественного положения, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР". Этим подчеркивалось всеобщность воинской обязанности…

«Всем миром»

В Советском Союзе в армии служили почти все мужчины. Поэтому сложилась традиция – когда молодой человек уходил в армию, устраивать проводы, масштаб которых можно было сравнить разве что со свадьбой…

Возможно, традиция провожать в армию «всем миром» возникла еще в дореволюционные времена, когда в солдаты «забривали» аж на двадцать пять лет. Правда, брали тогда по жребию одного человека от каждой деревни. Зажиточные люди откупались, чтобы их сыновей оставили в покое.

Часто служить шли парни из самых бедных крестьянских семей. Им собирали на дорогу всякое добро, накрывали всей деревней столы… Ведь уходили в армию очень надолго, могли и никогда не вернуться. Все чувствовали себя в долгу перед новоиспеченным солдатом.

1401979470.657612-768x521

В советское время срочная служба длилась всего два-три года, но традиция провожать в армию «с размахом» сохранилась. Приглашали на проводы очень много народу. Как правило, здесь присутствовали не только родители, братья или сестры новобранца, но и все близкие родственники – дедушки, бабушки, дяди, тети…

Собирались все близкие друзья, порой со своими девушками или женами. Если у новобранца была девушка, она тоже обязательно приходила. Иногда звали и ближайших соседей.

Чаще всего проводы проходили в доме родителей призывника. Если дело было в сельской местности и в теплое время года, то столы накрывали прямо во дворе.

Традиции и приметы

Советские проводы в армию были связаны с определенными обычаями и традициями. Так, несмотря на довольно грустный повод – расставание с родными, близкими и друзьями - они должны были быть веселыми: ведь военная служба это непростое испытание, а веселье помогало новобранцу настроиться на нужный лад и отправиться в часть с легким сердцем.

Героя торжества сажали во главе стола. Рядом устраивались родители и самые важные из гостей. Застолье начиналось с речи, которую произносил старейший из собравшихся, напутствуя парня. Чаще всего это был человек, который сам служил или даже воевал, имел награды за военную службу…

25_08_2

Если такого среди присутствующих не находилось, то напутствие произносил старший мужчина в семье. Затем выступала мать призывника, при этом, если семья была верующей, ей предписывалось трижды перекрестить сына за спиной, пожелав ему счастья и здоровья.

Новобранцу дарили подарки – такие, которые могли пригодиться в армии: деньги, блокноты, ручки, конверты, средства личной гигиены…

Алкоголь во время проводов рекомендовалось потреблять в умеренном количестве (хотя эта рекомендация не всегда соблюдалась). Во всяком случае, самому призывнику лучше было вовсе не пить – ведь утром в военкомат…

В меню застолья могли входить армейские блюда, например, котелок с перловой кашей, которую раздавали всем по ложке. В программу праздника входили «тематические» шутки, конкурсы, танцы, звучали соответствующие моменту песни – «Катюша», «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Как родная меня мать провожала»…

index

Не все возвращались из армии назад. Могли послать в горячую точку (например, в Афганистан), в армии мог произойти несчастный случай… Поэтому призывник должен был повесить на стену ленточку, якобы оставляя дома частицу себя – считалось, что тогда он благополучно вернется домой.

Ленточку нельзя было снимать до возвращения солдата – он должен был снять ее сам после демобилизации. Также на проводах новобранцу давали откусить кусок от хлебной буханки, а остаток заворачивали и убирали до его возвращения домой. Выпивали наполовину бутылку водки, обклеивали ее бумажками с добрыми пожеланиями и оставляли дома до дембеля, чтобы потом выпить оставшуюся половину.

48b6fc0a

Дурной приметой считалось фотографироваться в военной форме до поездки в военкомат. Мол, нельзя надевать форму раньше времени…

«Ты только жди…»

Застолье продолжалось всю ночь, а утром надо было ехать в военкомат. Туда обычно призывника сопровождали только самые близкие – отец, мать, невеста, друзья…

Выходить из дома, чтобы ехать на призывной пункт, новобранец должен был непременно спиной вперед – чтобы потом вернуться.

Когда от военкомата отъезжал автобус с призывниками, родители кидали в него мелкие монетки – также в надежде на благополучное возвращение своих сыновей. Потом все провожающие должны были вернуться в дом родителей новобранца.

1451470292183043772

В советскую эпоху считалось хорошим тоном, когда солдата-срочника ждет из армии девушка. Порой, если у парня не было девушки, он перед самым уходом в армию пытался найти себе подругу, которая будет ждать, писать письма… Так легче служилось.

Лучшие солдаты в СССР

Согласно советской идеологии лучший солдат – это человек, беспрекословно выполняющий приказы командиров и начальников и все воинские уставы. Найти таких солдат было проблематично.

В советских военкоматах уже заранее знали, куда пойдут служить их призывники, проживающие на огромной территории Советского Союза: «От Москвы до самых до окраин. С южных гор до северных морей».

853046_600

Национальность, уровень образования, территория проживания – все это и многое другое принималось во внимание при проверке уровня благонадежности и уровня доверия, которое оказывалось советским командованием своим подчиненным.

Троцкий против Фрунзе

Основы национального формирования РККА были заложены в середине 20-х годов: по решению Реввоенсовета Республики стали создаваться подразделения по национально-территориальному признаку. Лев Троцкий, возглавлявший в то время армию, писал, что именно так можно было показать перед нерусскими народами, что советская власть решает национальный вопрос в воинских подразделениях.

Но боевой пыл Троцкого был весьма опасен, поэтому Михаил Фрунзе вместе с Дзержинским сделали все для того, чтобы к концу 20-х годов численность национальных военных частей в общей массе Красной армии составляла лишь 10 процентов.

В Кремле служили русские и украинцы

Элита советской армии – Кремлевский полк – был полностью укомплектован новобранцами из числа русских и украинских призывников.

Первый командир Кремлевского гарнизона Петр Азаркин в 30-х годах сформулировал основные требования, по которым отбирались солдаты, большинство из них до призыва проживали в промышленно развитых районах Белоруссии, Украины и России.

IMG_4535-768x513

Причем подавляющее большинство солдат (80 процентов), проходивших службу в Кремлевском полку были русской национальности, количество украинцев было незначительным – всего 16 процентов.

Русский язык для всех

К началу Великой Отечественной войны вооруженные силы Советского Союза увеличились с 1513 тысяч человек до 5,3 миллиона человек, большая часть из призывников была из Средней Азии и не отличалась знанием русского языка.

О таких Иосиф Сталин в своем докладе перед военачальниками сказал: «Это не армия». В срочном порядке были организовано обучение русскому языку, но время было упущено и в годы войны командиры с большой неохотой брали на важные операции лиц из Среднего Закавказья, Кавказа и Средней Азии.

Рейтинг трех наций

В 1942 году руководитель группы агитаторов Главного политического управления РККА Ставский в своей докладной записке указывал, что среди командного состава бытует пренебрежительно е мнение о боевых качествах солдат нерусской национальности. И если в дивизиях их количество преобладало, то высказывались опасения в положительном результате операций.

RIAN_archive_662758_Recruits_entering_Voroshilov_Barracks

Некоторые командиры говорили, что в свои ряды они никого брать не будут, кроме русских, белорусов и украинцев. Ставский писал о недопустимости подобных проявлений, которые в ряде случаев снисходительно поддерживаются со стороны вышестоящего руководства.

Главное - командир

Боевые действия показали, что большая часть операций зависит во многом не от национального, а от командного состава. Известно, что Мехлис в ходе подготовки к десантированию в районе Керченского пролива настоятельно требовал от командующего Северно-Кавказск ого военного округа Владимира Курдюмова незамедлительно предоставить пополнение солдатами исключительно русской национальности, которые хорошо обучены и немедленно будут направлены на Крымский фронт.

Их основная задача – мощным броском окружить силы противника в районе Керченского пролива и развить наступление вглубь, в направлении на Севастополь и Крым. Причем высадить десант численность 40 000 человек планировалось произвести одновременно в нескольких точках.

Несмотря на благоприятную обстановку, основной причиной провала Керченского десанта было то, что Лев Мехлис (политический комиссар, а не кадровый военный), «отодвинув» генералов решил сам командовать операцией, причем, крайне неудачно – элитные подразделения попали в плен.

Окраинам не доверяли

Несмотря на провалы в крупномасштабных операциях, в войсках надежно был закреплен миф о надежности белорусских, русских и отчасти украинских призывников из восточной части Украины. С западных окраин призывникам не доверяли. Это касалось и западных областей Белоруссии, где призывники скрывались от призыва в соседней Польше.

inx960x640

В случае призыва среди них нередко вспыхивали бунты, как это было в марте 1945 года, когда солдаты 34-ой запасной дивизии учинили бунт по причине того, что они являются поляками, а их насильно записали белорусами и заставили служить в рядах советской армии.

Даже пример маршала Константина Рокоссовского, имевшего польские корни, не имел должного воздействия на призывников, которых долгое время обрабатывала польская антисоветская пропаганда.

Эстонцы в рядах любимчиков

Сложившиеся за долгие годы армейские устои в послевоенный период приобрели устойчивые черты. Эти стереотипы оставались долгое время неизменными.

Со временем в советской армии командиры полюбили призывников из числа эстонцев, признавая, что они очень трудолюбивы наряду с лицами еврейской национальности.

tanksoveesti

В анкетировании, проведенном из воинских частей, многие солдаты уважительно отзывались об эстонцах, признавая за ними первенство по хозяйственной или водительской части. Иногда им давали клички, носящие не обидный, а дружеский оттенок.

Что сказал генсек

Генсек Леонид Брежнев говорил, что Советский Союз имеет «особую армию в том смысле, которая способствует братству, солидарности и взаимному уважению между всеми народами и национальностями СССР».

Априори предполагалось, что служба в армейских рядах – миссия почетная и по ходу ее выполнения перед новобранцем будут возникать только самые благородные задачи.

Однако на самом деле отцы-командиры уже заранее знали, из каких мест в части прибудут самые надежные солдаты, на которых можно сделать ставку по военно-политичес кому воспитанию на верность Отчизне.

Кого в СССР не брали в армию?

Сила морального убеждения и социалистическо-коммунистического реализма во взаимодействии с комсомолом была такой силы, что всех, кто не прошел службу в армии, считались изгоями общества, людьми самого низкого сорта. На парней, отказавшихся служить по религиозным и политическим мотивам, в деревенской местности вещали ярлык - "ненормальный".

655px-Volchenkov_alexander_08

В городской среде такого рода уклонистам затеряться было проще, но и здесь всевидящие комсомольское око вовремя предавало широкой огласке имена и фамилии призывников, которые в военном комиссариате писали одно единственное заявление с просьбой об отказе или отсрочки от прохождения воинской службы по религиозным или политическим мотивам.

Большего всего заявлений поступало именно по религиозным мотивам – политические взгляды было доказать опасно и во многих случаях безрезультативно.

Если по религиозным мотивам в армию не брали в некоторые периоды времени на законных основаниях, то совсем другое дело обстояло с приверженцами политических взглядов. Доказать свою причастность убеждениям было сложно в ряде случае чревато для жизни. Никаких законодательных актов об этом не существует.

В 1987 году советские отказники получили мощную моральную поддержку. Комиссия по правам человека ООН на своем заседании вынесло революционное решение – признать за отказниками законное право на «проявление свободы мысли, совести и религии».

16736723_10206080787817937_817486725_n(2)

Несмотря на принимаемые ограничения в армию на протяжении многих лет не брали представителей нескольких религиозных движений.
В конце 80-х годов баптистов в армию не брали. Об этом знали чуть ли не все призывники, но воспользоваться этим шансом для уклонения от службы смогли не всякие: ведь нужно было на самом деле посещать религиозные служения, доказывая истинную причастность своей души к высшим духовным исканиям, в основе которых лежит главный постулат, выработанный древними пацифистами – душа – это главное оружие, с которым нужно приходить в этот мир и сражаться со злом.

«Откосить» от советской армии можно было по-разному: за счет высокопоставленных родственников «по блату». Либо за внушительную взятку дорогое чадо получало заветную отметку в воинском билете – статью «Закона о воинской обязанности», на основании которой предоставлялась отсрочка от армии.

Нежелание служить в первооснове своей имеет глубокие исторически корни: в 20-х годах XX века после объявления массового призыва в ряды РККА, медикам, входящим в состав военно-врачебных комиссий было дано негласное распоряжение внимательно присматриваться к здоровью юношей из состоятельных семей, которые давали взятки, болели или причисляли себя к сектам.

Эти три причины стали самыми распространенными для уклонистов и в советской армии. Если раньше взятку давали в виде продуктов, самогона и денег, то в советские годы давали преимущественно деньги. Размер взятки зависел от уровня должностного лица.

Как правило, взятку должны были получить три человека: военком, председатель врачебной комиссии и секретарь военкомата. Они придумывали причины: либо допризывника списать по состоянию здоровья на основании статьи 36-ой «Закона о воинской обязанности», либо по семейным обстоятельствам на основании 34-ой статьи, либо по статье 35-ой для продолжения образования.

360583

Эти «три кита», на основании которых разрабатывались многочисленные ведомственные инструкции, имеющие подробное описание заболеваний и других причин отсрочки.

В начале 70-х годов многие мамочки из богатых семей заранее обеспечивали для своего чада безупречное алиби в виде психиатрического заболевания, имеющих «хорошую» репутацию в обществе: к таким относилась эпилепсия, разные типы неврозов и лунатизм.

В порочный круг были втянуты еще и детские врачи из поликлиники по месту жительства. Но эта уловка имела обратный эффект: каждый советский кадровик при приеме на работу требовал военный билет и во многих случаях на полноценную работу якобы больных мужчин не брали. Хотя высокопоставленные мамочки и тут находили лазейки.

Кто-то может подумать, что советским уклонистам вообще не выдавали никаких документов, а тем более – воинский билет. Как раз таки эта красная корочка была вожделенным объектом: в специальной графе указывалось, по какой статье призывник получил отсрочку от армии.

По истечении срока отсрочки, снова нужно было прибыть в военкомат и выдвигать обоснованные причины своей отсрочки. Как правило, повторный визит заканчивался быстро и не требовал дотошной проверки, как в первый раз.

Общественно-политическая нестабильность в стране влияла на характер взяток и уклонение от воинской службы приобретала в случае нестабильности в стране массовый характер. Особенно это было заметно в годы войны с Афганистаном и в 90-е годы, когда шла перестройка.

853470_600

За отдельную плату в военкоматах шли на разные ухищрения: особенно массовых характер носили случаи незаконной выдачи военного билета, согласно которому призывник уже прошел все этапы службы в разных воинских частях на территории отделившихся от СССР республик.

Проверить достоверность сведений не предоставлялось возможным и это «изобретение» вошло в не почетный круг причин получения «белого билета».

Со временем призывники стали искать для себя более легкие пути. Жениться и обзавестись двумя несовершеннолетними малышами в течение срока отсрочки – это тоже стало одной из самых распространенных причин, имеющей под собой еще и большой комфорт. Нередки были случаи заключения фиктивных браков с матерями-одиночками.

Несмотря на все ухищрения, в большинстве своем уклонисты спокойно жить не могли. Они получали не только «черный» билет, но и особую отметку в советском обществе: слухи все равно распространялись и человека, не служившего армии, считали не полноценным членом советского общества.

Источник

Картина дня

наверх