В работе «Письмо к съезду» В.И. Ленин называл его не только «любимцем партии», но и её «ценнейшим и крупнейшим» теоретиком. И действительно, Николай Бухарин был одним из главных теоретиков большевистской партии и близким другом не только Ленина, но и Сталина. Как же такой заслуженный человек мог стать врагом народа и закончить жизнь в расстрельной камере?
Нетипичный большевик
Сталина с Бухариным познакомил Ленин, который в последние свои дни называл Николая Ивановича сыном и фактически умер на его руках. Начиная с 1912 года их связывали долгие, тесные, почти дружеские отношения. Бухарин был одним из немногих в окружении Ленина, кто позволял себе спорить с ним при встречах и в своих работах, и это был поединок равных.
Знакомство Бухарина со Сталиным произошло в Вене. Николай Иванович помог будущему вождю в работе с немецкоязычными источниками при подготовке статьи «Марксизм и национальный вопрос». Именно та работа позднее легла в основу курса Сталина. Со временем они стали не только соратниками, но и близкими друзьями. Бухарин принадлежал к немногим высшим руководителям партии и страны, который обращался к Сталину на «ты», называя его партийным именем Коба.
Ещё в марте 1919 года Бухарин стал кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б), в июне 1924 года — членом Политбюро. В 1919-1929 годах он занимал пост члена Исполкома Коминтерна и его президиума. В 1928 году избран действительным членом Академии наук СССР по социально-экономическим наукам.
Бухарин не был типичным большевиком, он не воевал на фронтах Гражданской, но из всех соратников являлся одним из самых крупных профессионалов революции.
Кроме того, Бухарин был талантливым журналистом. В Россию из эмиграции он вернулся, имея хорошую журналистскую подготовку. Выпускал в Нью-Йорке журнал «Новый мир». Позднее много лет был редактором «Известий» и «Правды», будучи фактически ведущим партийным идеологом. Как специалист Бухарин был известен не только в Советской России, но и за рубежом. Шутка ли — инициатор и редактор Большой советской энциклопедии. У французского интеллектуала Андре Мальро был проект поставить Бухарина во главе редакции неосуществлённой международной «Энциклопедии XX века». Это не удивительно: Бухарин обладал энциклопедическими знаниями.
«Мелкий восточный деспот»
Первые разногласия между Сталиным и Бухариным проявились в 1920-х годах. Дело в том, что политика, которую Сталин намеревался проводить, отличалась от того курса, который защищал Бухарин.
Основой столкновения Сталина и Бухарина были расхождения в осуществлении курса хозяйственного строительства. Когда индустриализация только начиналась, между ними были мир и понимание. Но как только Сталин сделал упор на развитие тяжёлой промышленности и машиностроения, Бухарин выступил против, выдвинув в 1926 году свой рецепт реконструкции промышленности страны: «Мы считаем, что та формула, которая говорит — максимум вложений в тяжёлую индустрию, — является не совсем правильной или, вернее, неправильной. Мы должны развитие тяжёлой индустрии сочетать с соответствующим развёртыванием лёгкой индустрии, более быстро оборачиваемой, более быстро реализуемой, возвращающей скорее те суммы, которые были на неё затрачены».
Выступил Николай Иванович и против усиленной коллективизации. Он писал: «Мы будем многие десятки лет медленно врастать в социализм: через рост нашей промышленности, через кооперацию, через возрастающее влияние нашей банковской системы, через тысячу и одну промежуточную форму».
На одном из заседаний Политбюро Бухарин заявил о развале сельского хозяйства, недопустимости индустриализации на основе разорения деревни, подчеркнув, что «в ближайшие годы совхозы и колхозы не смогут быть основным источником хлеба. Основным источником хлеба будет ещё долгое время индивидуальное хозяйство крестьян». Таким образом, Бухарин планировал сделать ставку на… кулака, повторив ошибку царского министра Столыпина. А ведь жизнь уже доказала нежизнеспособность столыпинской реформы, которая привела к разорению села и падению уровня сельскохозяйственного производства в Российской империи.
Неудивительно, что жизнь показала неправоту Бухарина: социалистический сектор сельского хозяйства, бывший слабым и малочисленным, вырос вдвое и стал одним из ведущих производителей хлеба. Если в 1927 году колхозы и совхозы производили всего 60 тыс. тонн товарного хлеба, то в 1929 году товарное производство коллективного сектора составило 2 млн. 160 тыс. тонн. Рост в 36 раз!
Когда же Политбюро осудило выступление Бухарина, тот на требование генерального секретаря «прекратить линию торможения коллективизации» назвал Сталина «мелким восточным деспотом».
Политика Бухарина, возможно, была оправдана в начале 20-х годов и даже в середине десятилетия. Но к 1928 году, после строительства новых крупных совхозов, целенаправленного финансирования развития сельского хозяйства, строительства машинно-тракторных станций и развития отрасли промышленности, производящей сельскохозяйственные машины, бухаринская политика только тормозила дальнейший рост. Он отстаивал вчерашний день.
От теории к заговору
Кто-то, возможно, задаст вопрос: неужели суд над Бухариным и его сторонниками так был необходим? Ведь они всего лишь просто придерживались другой экономической концепции.
Увы, но это не совсем так. Дело в том, что все это были опытные революционеры-профессионалы, мастера заговоров и государственных переворотов. Они не привыкли доказывать свою правоту на собраниях и научных диспутах. Их главным аргументом было вооружённое восстание. А молодой республике меньше всего был нужен очередной переворот, который с большой вероятностью привёл бы страну к гибели. И эту проблему надо было решать.
Апрельский Пленум ЦК и ЦКК в 1929 году завершил «разгром группы Бухарина», сам Бухарин был снят с занимаемых постов. Сталин заявил, что «вчера ещё личные друзья, теперь расходимся с ним в политике». В парторганизациях началась массовая чистка сторонников Бухарина. Они были выбиты из всех центральных и ведущих газет. В редакциях «Правды» и «Большевика» прошли большие кадровые перемены, из-за чего Николай Иванович утратил влияние на содержание статей. Центральные печатные органы стали разъяснять политику партии в сталинском духе, а с его противниками борьба продолжилась на судебных процессах.
2 марта 1938 года в Октябрьском зале Дома Союзов начался судебный процесс по делу «Антисоветского правотроцкистского блока» — последний из трёх процессов, по которым проходили ближайшие соратники Владимира Ленина и другие известные большевики.
На этот раз перед Военной коллегией Верховного суда СССР предстали Николай Бухарин и преемник вождя большевиков на посту председателя Совнаркома СССР Алексей Рыков. Вместе с ними на скамье подсудимых оказался бывший нарком внутренних дел СССР Генрих Ягода. Всем был предъявлен целый «букет» самых разных обвинений — в диверсиях, терроре, вредительстве, подрыве военной мощи страны и даже шпионаже против СССР и измене Родине…
О снисхождении Николай Иванович не просил: слишком хорошо знал систему, чтобы пытаться противостоять ей. В своём последнем слове на суде он сделал попытку опровергнуть возведённые на него обвинения.
13 марта 1938 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала Бухарина виновным и приговорила к смертной казни. Приговор был вынесен на основании решения комиссии, которую возглавлял Микоян, членами комиссии были: Берия, Ежов, Крупская, Хрущёв.
Николай Иванович был расстрелян через два дня на полигоне «Коммунарка» Московской области, там же и похоронен.
21 мая 1938 года Общее собрание АН СССР исключило Н.И. Бухарина из числа действительных членов и из состава Президиума АН СССР. В «культовом» фильме «Ленин в 1918 году», снятом в 1939 году, в одном из эпизодов Бухарин был изображён как заговорщик, замышляющий покушение на Ленина.
Был ли Бухарин виновен в тех преступлениях, в которых его обвиняли? Вряд ли. Но с высокой долей вероятности можно допустить, что он планировал насильственное свержение Сталина и его сторонников. И что в случае своей победы, на скамье подсудимых оказались бы противники Бухарина с точно такими же обвинениями.
Сталин просто переиграл Бухарина в его же игре.
Свежие комментарии