Байкал, конечно, производит сильное впечатление. Наверное, такое же, какое производит океан. Озером он не кажется. Кажется морем. Почему впечатление как от океана? Потому что самое глубокое озеро в мире. Морей много. Океанов всего пять. Байкал один.

В Листвянку - ближайший от Иркутска поселок на Байкале, ведет шоссе под названием "Сибирский тракт". Днем ранее оно еще было перекрыто из-за оледенения (дело происходило в начале сентября!), по погода наладилась, и мне удалось добраться до озера. Я сел на переднее сидение рядом с водителем и смотрел на дорогу: асфальт темно-серого цвета после дождя, белая разметка по краям, местность холмистая - дорога идет то в горку, то с нее. По обоим краям на оранжевой земле в изобилии иголки, будто металлическая стружка, что прилипает к магниту.
Когда говоришь "Сибирь", представляешь лес. "Ну, что такое лес, я знаю", - думал я. Уж лесов-то я насмотрелся за свою жизнь - вырос на Карельском перешейке. Оказалось, что я не знаю, что такое сибирский лес. Думал, что сибирский лес такой же, как лес на северо-западе: черный, темно-зеленый... Оказалось, что сибирский лес белый! По-крайней мере здесь, на Байкале, в сентябре. Березы! Одни березы! Сосны тоже есть и их много, но они теряются среди берез. Белый. И оранжевый! Листья пожелтели и насытились цветом, как будто кто-то покрасил их вручную. Белые деревья контрастируют с белой разметкой на шоссе. Кое-где еще лежит снег. В день моего приезда шел настоящий снегопад.
За окнами красивые пейзажи: пустыри и поля такого же оранжевого цвета, лужи, в которых отражается ярко-голубое небо. "Сибирский тракт" напомнил мне Калифорнию, когда на автобусе мы въехали на высокую гору и с ее высоты открылся вид на огромную пустыню и тонкую длинную до самого горизонта дорогу посередине, по которой предстояло проехать. Обе картинки у меня до сих пор перед глазами. Всю дорогу: что в Калифорнии, что здесь, я думал о том, как все неоднозначно в мире. Или, наоборот, однозначно. "Вот водитель, который ездит по этой дороге минимум несколько раз в неделю". И я, который возможно никогда больше не проедет по ней.

Кругобайкальская железная дорога (сокращенно КБЖД) - это дорога вдоль самого берега Байкала. Построили ее во времена Александр III тысячи рабочих, не только из России, но и многих стран мира. Во время стройки погибло много людей. Никто их не считал. Дорога задумывалась вокруг Байкала. И за срок меньше десяти лет была построена почти вокруг четверти озера. Но работу не удалось завершить. В настоящее время функционирует меньше половины от той четверти: 260 километров, из них непосредственно 89 по кромке Байкала. Дорога уникальная тем, что на ее протяжение проложено более 38 туннелей в скалах, построено более 40 мостов и каменных галерей. Все сооружения являются уникальными. Второй такой дороги в мире нет.

Раз в день по КБЖД ходят два поезда. Первый - обычный поезд из двух-трех вагонов - электричка, которая доставляет продукты в поселки вдоль железной дороги, а также пассажиров, местных жителей. Второй поезд туристический. Он двух видов: состав из семи вагонов и поезд из одного вагона, который называют "рельсовым автобусом". На большом поездке прокатиться не повезло, ездил на "автобусе". Обычный поезд и туристический расходятся на станции примерно посередине пути. Дорога однокалейная.
Перед поездкой я выбирал на каком поехать. И у того и у другого были свои плюсы и минусы. Обычный предполагал свободу и меньшую стоимость, самобытность поездки и независимость от каких-либо турфирм, одиночество и время для размышлений. Главным плюсом туристического было то, что он делает остановки (всего 6 или 7) от 20 минут до 1 часа в самых красивых местах. У обычного поезда остановки по 1-2 минуты, да и то не на всех станциях.
Променяв в итоге свободу вольного путешественника на зависимое положение туриста, я выбрал туристический поезд с остановками. Забегая вперед, скажу, что по завершение поездки понял, что ни тот ни другой вариант не подходит. Кругобайкальская железная дорога - единственная в мире, по которой нужно идти пешком. Многие так и делают, проходя в день десятки километров. ночуют в палатках на берегу или ближайших турбазах.

Главное, что я понял на Байкале - это то, что мы восхищаемся им не столько из-за воды, сколько из-за того, что эту воду окружает: утесы, поселки, в которых живут люди и ты можешь только гадать о том, как они здесь живут, лес, камни, горы... Все это часть Байкала. Убери все это и вода будет просто водой. Не будет Байкала. Есть на земле места, в которые просто нельзя ехать обычным туристом. В этом случае ты ничего не почувствуешь, ничего не поймешь об этим местах. Я не хочу сказать, что ничего не почувствовал и не понял о том, что такое Байкал, Сибирь. Но меня не покидает ощущение что я еще вернусь сюда.
В итоге родилось стихотворение:
Нет озера прекраснее на свете.
Прекрасней озера на свете нет.
Вода как голубое праздничное небо.
По берегам оранжевый как солнце лес.
И даже холод не суров, а нежен.
Как любящий заботливый отец.
Простор для мыслей верных и надежды.
На лучшее, что в жизни есть!
Здесь тихо так, здесь так спокойно.
Здесь хочется остаться навсегда.
В одной из хижин поселиться.
С Байкалом не расстаться никогда.
Свежие комментарии