Откуда пошло выражение «душа ушла в пятки» и что за странная обувь, которую никогда не носили?

7

 

Так изобразил похоронную процессию и погребение немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий. Он опубликовал в 1647 году записки, содержащие много интересных и ценных сведений о России.

 

Впервые на туфли необычного вида, найденные при раскопках подмосковных курганов, обратил внимание известный отечественный археолог Артемий Владимирович Арциховский. Исследователя прежде всего удивил нетрадиционный крой обнаруженной обуви. Все найденные в погребениях туфли принадлежали к типу так называемой мягкой конструкции: сшитые из очень тонкой кожи, они не имели никакого приспособления для крепления к ноге.

От обычных моделей туфли отличались и характером шва, прошитого тонкой нитью, переметочным, то есть обметочным, швом, а проходил он вдоль или поперек подошвы. И второе. На ней не было ни малейших следов износа.

Позднее такая же обувь неоднократно попадалась археологам не только в Москве, но и в Новгороде, Пскове, Твери и других городах. Конечно же ученые не могли не обратить внимания на то, что подобная обувь встречается лишь при исследовании некрополей. В жилых кварталах ее не находили. Вывод однозначен: это погребальная обувь. Обнаруженная в разных городах, она абсолютно одинакова. Такую обувь историки назвали ритуальной, поскольку она представляла собой один из атрибутов погребального обряда. И раскопки подтверждают, что в старину для покойников шили особую обувь, потому-то ее крой и отличался от кроя бытовых моделей.

Почему для погребения использовали специальную обувь? Может быть, она несла в себе некий символ? Когда зародилась традиция хоронить покойников в таких туфлях и как они назывались? На эти и другие вопросы пытаются ответить московские археологи.

 

Начнем с очевидного. Предназначенная для похорон обувь абсолютно непригодна для каких-то бытовых нужд. Отсюда и особый ее крой: к нему подходили не с рациональной точки зрения, а с определенными представлениями людей о смерти и потустороннем мире.

Князь Владимир крестил Русь в 988-989 годы. Однако принятое русичами православие еще довольно долго выражалось больше во внешних формах, в то время как мировоззрение человека продолжало строиться на многочисленных языческих верованиях и традициях. Особенно ярко это проявилось в погребальном обряде, отличавшемся консервативностью.

Изначально сакральный смысл погребального обряда, обеспечивающего связь с потусторонним миром, имеющим зеркальное (по отношению к земному миру) отображение, подразумевал определенную последовательность магических действий. Но со временем сакральное поведение выродилось, превратившись лишь в ритуальное действо - обряд сохраняется, но подлинный его смысл теряется. В частности, ритуальный обряд, когда покойному закрывают глаза, издревле совершался в соответствии с представлениями о слепоте умерших. В наши дни, конечно, мало кто об этом знает.

Свершив омовение усопшего, его затем переодевали в специальную "одежду мертвых", которая должна быть новой, не соприкасавшейся с живым телом. Шили ее без узлов, на живую нитку. При шитье иголку держали левой рукой, в направлении "от себя", то есть к покойнику. Все это подчеркивало непригодность погребальной одежды для повседневного бытия, обозначало "инакость" (зеркальность) загробного мира. По этой же причине обувь сшивали переметочным швом, проходящим по оси подошвы, поскольку для загробного мира не годился крепкий тачной шов, спрятанный в толще кожевенного листа.

Ритуальная обувь имела, по-видимому, еще одно значение. В религиях древних индоевропейцев стопа воспринималась как особый орган тела, в котором обитала душа. В представлениях славян она помещалась в особой "навьей" косточке. Отсюда же в славянской мифологии и значение слова "навь" - душа покойного. Отголоски этих верований сохранились в известной поговорке: "душа ушла в пятки".

***



Два вида ритуальной обуви и выкройки к ним, воспроизведенные исследователями. Как видим, второй вариант раскроя предполагает шов на подошве башмаков.


Смерть царевны Анны, дочери Ивана Грозного. Миниатюра из Царственного Летописца.




На миниатюре Лицевого летописного свода изображено погребение Дмитрия Донского в 1389 году

Но почему, однако, в погребениях наряду с ритуальной обувью встречается и бытовая? Однозначно ответить на этот вопрос достаточно сложно, поскольку археологи, обнаруживающие и фиксирующие следы тех или иных действий, не всегда могут объяснить их причины. Исследуя погребальный обряд, особенно трудно установить истину, поскольку рациональная основа в данном случае полностью исключается - в силу вступает иррациональное мифологическое сознание. Приведу лишь такой пример.

Археологи находили в некоторых античных погребениях рыбьи кости и считали их остатками ритуальной пищи. Так продолжалось до тех пор, пока не обнаружили не известные до того строки эпитафии, сочиненной греческим поэтом Гегесиппом (вторая половина III века до н.э.):

 

С рыбою вместе в сетях 
извлекли из воды рыболовы 
Полуизъеденный труп 
жертвы скитаний морских. 
И оскверненной добычи 
не взяв, они с трупом зарыли 
также и рыб под одной 
грудой песка. 
Все твое тело 
земле, утонувший, 
чего не хватало, 
То возместили тела рыб, 
пожравших тебя.

 

И все стало ясно: вместе с утопленником, выловленным сетями, хоронили и попавшихся в сети рыб.

Или другой пример: встречающиеся на христианских кладбищах погребения, ориентированные лицом на запад. Объясняя сей факт, можно предлагать самые разные версии, если не знать Священного Писания, где, в частности, говорится, что в день Страшного суда священники должны встать лицом к своей пастве.

Анализируя сведения, содержащиеся в этнографических источниках Воронежской и Курской губерний, понимаешь, что многие различия в наборе погребальных предметов - украшений, головных уборов, одежды и обуви - определяли также возраст усопшего, его социальное и семейное положение. Например, молодых замужних женщин в соответствии с их семейным положением хоронили в головных уборах - платках или кичках - и надевали шубку, подпоясав ее шнурками. И эта одежда должна быть новой. Незамужних девушек нередко хоронили в наряде невесты, чтобы "на том свете" они могли обрести супруга. И тогда на похоронах "играли свадьбу".

Найденные в погребениях ритуальные туфли можно соотнести с упоминавшимися в письменных источниках калигами (от латинского сaliga), то есть мягкими кожаными туфлями. Изначально такой обувью пользовались странствующие монахи. Кроме того, в калиги обувались принимающие монашеский сан перед чином пострига, что указывает на ритуальное значение такой обуви. К XVI веку относятся и первые упоминания калиг в качестве погребальной обуви монахов.

Известный исследователь И. С. Вахрос, ссылаясь на Кормчую книгу, предполагает, что уже с XV века в калигах могли хоронить не только представителей духовенства, но и высокопоставленных светских лиц. А с первой половины XVII века калиги используют при погребении усопших мирян: "А денег его издержано от могилы да от гробу рубль, калиги купил, дал 4 алтын". Очевидно, в это время калиги изготавливались не только из кожи, но и из других материалов, которые не сохраняются в земле. С первой половины XVIII века обувание покойников в калиги становится обычным явлением.

Почему же крой калиг так отличался от бытовых моделей того же времени? Ответ на вопрос историки нашли в исследованиях погребального обряда финноязычного населения Северо-Запада России. В частности, в среде финноугорских народов отмечено стремление к архаичности погребальной одежды и обуви. Если покойника обували в сапоги или башмаки, то из них выдергивали железные гвозди, а северные корелы отрывали каблуки. По мнению исследователей, в результате этих действий погребальная обувь приводилась в соответствие с обувью ранее умерших родственников, с которыми человек должен соединиться в потустороннем мире.

В силу явной консервативности погребального обряда примитивный крой погребальной обуви можно считать своеобразным подражанием обуви предков.

 

Источник


 

10 причин сказать арабам спасибо

 

КАМЕРА

С подачи древних греков люди считали, что видят окружающий мир благодаря волшебному свету, который невидимым потоком струится из наших очей. Революцию в этой теории устроил физик Ибн аль-Хайтам. Он первый догадался и доказал, что все наоборот: в глаза попадает свет и человек видит мир. События разворачивались на глазах у жителей Х века.

Потратив множество бессонных рассветов за наблюдением ставней, сквозь которые проникал свет, он с ученым видом отметил, что картинка улучшается пропорционально уменьшению щели между ставнями.

В итоге это привело к изобретению первой камеры.

Кофе

Кто бы мог подумать, что этот чудотворный нектар богов, который пробуждает вялое тело лучше тумаков мамы, пришел на кухни не из какой-нибудь Бразилии, а из Эфиопии.

Пастух Халид выгуливал своих овечек в Каффе. Иногда он замечал несвойственную барашкам игривость и энергичность. Заподозрив нечистую силу, он пригляделся к своим животным. И как же он был удивлен, когда выяснил, что на их поведение влияют не боги, а банальные ягоды, которые и внимания-то не стоят. Собрав их в жменю, он стал экспериментировать. И в конце концов у него получился кофе. Такая легенда.

Согласно летописи, первые кофейные зерна появились в Эфиопии. В 1645 году через Йемен и Турцию волшебные гранулы прибыли в Венецию, и тогда началось их славное завоевание Европы. Оно было таким стремительным, что через пять лет на улице Ломбард, что в столице Великобритании, открылась первая в Европе кофейня. Ее владельцем был турок.

На родине бодрящий напиток называют «qahwa». Международное «coffee» пришло через Англию.

Шахматы

Твои предки играли совсем в другие шахматы. Они баловались в более простое передвижение фигурок, которое навязали им древние индийцы.

Современные шахматы (с претензией на спорт) — то волшебство, коим хочет овладеть каждый, потому что это признак мощного мозга, стратегического титана, который, как настоящий мужик, может просчитать на несколько шагов вперед, — появились немного позже. И, согласно заметкам историков, пришли из Персии.

Об арабских корнях рассказывает даже само название. В переводе с персидского «шах» и «мат» означают «шах» (так неожиданно!) и «умер». Что в банальном переводе информирует игрока о смерти короля, царя или «главного» (зависит от национальности играющих).

Мыло и шампунь

 

Многие до сих пор спорят, где появились прабабушки и прадедушки современных мыла и шампуня. Одни называют Древний Египет, другие — Рим, третьи же бьют в грудь, что Ближний Восток. Правы все. У них моющие средства появились практически одновременно, но лишь мусульмане регулярно экспериментировали с продуктом. В конце концов они смешали растительные масла с гидроксилом натрия и ароматическими соединениями, и теперь каждый может благоухать после душа фиалками или даже стрелицией королевской.

В Европе шампунь сначала появился в Англии (вечно все им первым достается!), в 1759 году, когда в Брайтоне открылась баня.

Парашют

Да-да, ходячая ты энциклопедия, мы знаем, что парашют изобрели братья Райт (когда-нибудь мы напишем статью о не заслуженных американцами патентах), но они банально украли идею. Подфартило браткам лишь потому, что у них было больше средств и знаний (все-таки разница между идеей и созданием — почти тысяча лет).

В 852 году инженер Аббас ибн Фирнас летал во сне, потом мечтал об этом наяву, а вскоре практиковал. Не очень-то удачно, но каков смельчак!

Поэт (изобретатель иногда отдыхал за сочинением стишков) оснастил свой широкий плащ дощечками и сиганул в дивном одеянии с крыши местного храма. План совершенно провалился, а не погиб затейник только потому, что плащ уменьшил скорость падения. И это только воодушевило Фирнаса. Небо где-то рядом, подумал изобретатель — и пытался осуществить мечту до самой смерти. В 70 лет, усовершенствовав свой аппарат, он прыгнул с горы. Мечта исполнилась: он мотылял в воздухе около 10 минут. Но побочный эффект оказался роковым. Аббас совсем не продумал приземление, что и погубило его.

Коленчатый вал

Если проводить длинную-длинную цепочку взаимосвязи или, например, причинно-следственную, то в пробках можно обвинить инженера аль-Джазари. Именно он изобрел устройство, мамкой и папкой отвечающее за превращение ротационного движения в линейное.

Также из его книги (прочитав ее, разумеется) можно выяснить, что гений преобразил клапаны и вентили. Изобрел замок с кодом, механические часы. Не зря его называют отцом робототехники.

Хирургические инструменты

Детские, а часто и взрослые кошмары: скальпели, пилы (медицинские, конечно), щипцы, ножницы — плод необычной фантазии арабского медика аз-Захрави. И ты представляешь, многие из этих крайне полезных в медицине предметов не изменились со времен изобретения, а это более тысячи лет назад. Кстати, он же изобрел специальный инструмент для исследования мочеиспускательного канала (и вдруг появилось какое-то странное ощущение в этом самом родном месте).

Также мусульманским лекарям принадлежит авторство медицинских капсул, анестетиков и описание процесса кровообращения.

Ветряные мельницы

В условиях пустынь и непрерывного ветра жителям этих не самых удачных территорий ничего не оставалось, как изобрести что-то, что могло бы использовать это на полную катушку и приносить пользу хозяйству. Поэтому первые такие штуки появились в мусульманских странах, большую часть которых занимали пустыни, в 634 году. Европейцы догнали эту технологию через 500 лет.

Авторучка

Согласно легенде, авторучка появилась после того, как один капризный арабский султан потребовал пишущий предмет, который бы не вымазывал его прекрасные одеяния и золотые руки. И вскоре напуганные карой подданные преподнесли ему такую.

Историки считают, что первый прототип авторучки появился в 953 году (а не в первом классе, или когда ты там писать научился) у мусульман.

 

Ковры

Ты подозревал, почему персидские ковры стали именем нарицательным? Техника ткачества развивалась быстрее всего в арабских странах. Именно они стали интенсивно применять краски в производстве этого предмета.

Расскажи ковру на стене бабушки, кому он обязан своим существованием, и можешь даже посочувствовать немного. На родине он был бы в раю: средневековые мусульмане считали половик неотъемлемой частью этого вымышленного мира. А здесь ему приходится пылиться на стене хрущевки.

 

Спасибо

7 гигантских заводов, которые сейчас строятся в России

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх