Последние комментарии

  • Юрий Гефест
    Спасибо автору за очень познавательное описание. Также Константину Беляеву за добавление.Памирское шоссе: дорога на крыше мира
  • Константин Беляев
    Ездил там ещё в 80-х. Тогда асфальта не было. На таджикской стороне, где ручьи и водопады с гор, в этих местах под до...Памирское шоссе: дорога на крыше мира
  • Александр Клюянов
    Китай укрепляется на крыше мира. Оттуда далеко видно...Памирское шоссе: дорога на крыше мира

627 проект"Кит". К3 - первая атомная подводная лодка СССР

Картинки по запросу "в братской могиле  поселка Заозёрный Кольского района Мурманской области""

 

Работы по проектированию первой советской атомной субмарины начались после выхода постановления Совмина СССР №-4098-1616 от 9 сентября 1952 «О проектировании и строительстве объекта 627». Главным конструктором первой атомной субмарины был назначен Владимир Николаевич Перегудов.

Картинки по запросу "Владимир Николаевич Перегудов""

Перегудов В.Н.

Руководителем работ с 1953 года стал учёный-кораблестроитель Сергей Александрович Базилевский.

При этом в процессе проектирования с 1952 года разрабатывалось два варианта — вариант с водо-водяным реактором и реактором с жидкометаллическим теплоносителем. К-3 стало воплощением варианта с водо-водяным реактором, а альтернативный проект был создан позже под индексом К-27, учеником А. К. Назаровым в корпусе этого проекта.

 

Сергей Александрович Базилевский

 

Картинки по запросу "в братской могиле  поселка Заозёрный Кольского района Мурманской области""

 


К-3 была заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»), заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки был назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко.

Картинки по запросу "капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко""

Осипенко Леонид Гаврилович


Реакторы пущены в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. 15 июня 1958 года К-3 вступила в строй, а 4 июля 1958 года лодка впервые дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
Параллельно, с заметным отставанием, проектировалась и строилась требуемая для поддержки АПЛ новая береговая инфраструктура.
12 марта 1959 года К-3 вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.

тактико технические данные

В 1959 году 1-15 ноября лодка совершила свой первый дальний поход (командир - кап. 1р. Осипенко Л.Г.).  По решению ГК ВМФ подводная лодка, имея неисправную главную энергетическую установку правого борта,  для испытания автономности в высоких широтах, совершила плавание под кромку льда в Карском, а затем в Гренландском морях до широты 79 градусов.  При нахождении подо льдом (всего пройдено 260 миль) в Гренландском море одновременно вышли из строя и главный генератор левого борта, и главный турбозубчатый агрегат правого борта. Благодаря высокой специальной подготовке, инициативе и мужеству личного  состава электромеханической боевой части были использованы сложные режимы движения и переключения технических средств, позволившие благополучно провести испытания. Поход был осложнён и тем,  что при всплытии в Гренландском море из-за отсутствия достаточного опыта в эксплуатации эхолёдомеров «ЭЛ-1»  ПЛ ударилась о лед и получила повреждения ограждения рубки и выдвижных устройств  (перископ был загнут почти на 90 градусов). Поход был прекращен и АПЛ вернулась в базу. 


В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.
 9 октября 1962 год   К3 присвоено почетное наименование «Ленинский комсомол».

Картинки по запросу "капитану 2 ранга Л. М. Жильцову""

Лев Михайлович Жильцов

 8 сентября 1967 года произошел пожар. При возвращении с боевой службы,  когда до базы оставалось 1770 км,  на 56-е сутки похода северо-восточнее Фарерских островов на глубине 49 метров в 01.52 в 1-м отсеке возник пожар. Казалось, что атомоход обречен на верную гибель: ведь в первом отсеке на стелажах лежали торпеды, а в аппаратах находились торпеды с ядерными боеголовками.    При переходе личного состава во 2-й отсек пожар перекинулся и туда. При попытке разведки обстановки во 2-м отсеке волна угарного газа ворвалась в центральный пост. Почти все, находившиеся в тот момент в 3-м отсеке, потеряли сознание.  

 Командир БЧ-3 (минно-торпедная часть) Лев Каморкин,  спас лодку, предотвратив взрыв боезапаса. Анатолий Маляр заблокировал ядерный отсек и ценой своей жизни спас 80 членов экипажа, предотвратив ядерную катастрофу. Боцман Луня помогал потерявшим сознание включаться в изолирующие средства дыхания. Вместе с командиром БЧ-5 они сумели обеспечить всплытие АПЛ. Дальнейший переход в базу осуществлялся уже в надводном положении.

 Море было достаточно спокойно, не больше 3-х баллов. По приказанию командира корабля, часть отравленных подводников из Центрального поста эвакуировалась аварийной партией кормовых отсеков в 8 отсек, часть - в ограждение рубки. В ограждении рубки было очень сыро, и чтобы люди не простудились, подстилали все возможное: одеяла, одежду и т.п. Корабельный врач оказывал медицинскую помощь, в 8-м отсеке был организован лазарет. 

 В Центральном посту, несмотря на то,  что подводная лодка была в надводном положении,  концентрация продуктов горения все еще оставалась высокой, значительно превышающая предельно допустимую, и без включения в изолирующие аппараты находиться было нельзя. Поэтому было принято решение управление кораблем осуществлять не через Центральный пост, а через пульт управления главной энергетической установкой в 7-м отсеке. На помощь АПЛ были направлены буксир «МБ-52», спасатель «Бештау», большой противолодочный корабль «Стройный» и крейсер «Железняков». Первым к аварийной подводной лодке подошел разведывательный корабль «Вертикал», наведенный на потерявшую связь ПЛ самолетами Ту-16 и сопровождал ее до террвод СССР. В результате аварии погибло 38 человек из состава экипажа и прикомандированный на поход флагманский химик дивизии кап. л-т Смирнов В.Н.  ПЛ сохранила ход и через три дня самостоятельно вернулась в пункт базирования. 

Погибшие члены экипажа похоронены в братской могиле недалеко от поселка Заозёрный Кольского района Мурманской области. За проявленную стойкость и верность своему воинскому долгу, все погибшие матросы, старшины и офицеры занесены в Книгу Почёта Краснознамённого Северного флота.

По заключению государственной комиссии, под председательством 1-го заместителя ГК ВМФ СССР адм. флота Касатонова В.А., пожар произошёл вследствие прорыва гидравлическим маслом паронитовой прокладки в машинке клапана вентиляции цистерны главного балласта № 2 правого борта. Под рабочим давлением сильно распыленное гидравлическое масло ударило в отсек, вспышка произошла из-за технически допустимых норм искрения любого электроприбора или электролампы в условиях повышенного, но допустимого по нормам процентного содержания кислорода в отсеке. Действия личного состава оценены как правильные.

 

За  всё время службы первый отечественный подводный атомоход совершил 14 дальних походов, в том числе первое плавание подо льдами в Карском и Гренландском морях.

15 июня 1991 года К-3 была выведена из состава Северного флота.   "К-3" совершила 6 боевых служб, прошла 128443 мили за 14115 ходовых часа.

 

По решению Морской коллегии при правительстве РФ под председательством министра транспорта Игоря Сергеевича Левитина первая советская атомная подводная лодка должна была быть переоборудована в музей. В КБ «Малахит»  разработан проект переоборудования в плавучий музей.

Затем лодку решили утилизировать до конца 2013 года на судоремонтном заводе «Нерпа» в Снежногорске (Мурманская область). Такое решение было принято в Объединенной судостроительной корпорации в связи с отсутствием денег на восстановление лодки, а также из-за того, что стапельная площадка, на которой хранятся останки лодки, срочно нужна под другой проект — утилизацию опасного судна «Лепсе». Для сохранения лодки, для последующего переоборудования в музей, требуется 50 млн рублей. 

Впоследствии было снова принято иное решение — подводная лодка будет законсервирована и спущена на воду в ожидании дальнейшего финансирования. Деньги для реализации первого этапа работ были выделены Министерством Обороны. По состоянию на конец 2013 года вырезанный реакторный отсек заменен другим, с выгруженным ядерным топливом. 

 

В соответствии с указом Президента РФ №597 от 01.09.2014 орденами Мужества посмертно награждены 39 подводников, героически погибших 8 сентября 1967 года в результате пожара. В Военном учебно-научном центре ВМФ "Военно-морская академия им. Кузнецова" в г.Санкт-Петербург  состоялась торжественная церемония вручения трех орденов Мужества родственникам погибших членов экипажа АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" (капитана-лейтенанта Генадия Ганина, капитана 3 ранга Льва Коморкина и лейтенанта Виктора Турина). 14.11.14 Министр обороны Сергей  Шойгу вручил первую награду Любови Маляр, вдове капитана-лейтенанта Анатолия Маляра.

В апреле 2015 года Интерфакс, со ссылкой на члена морской коллегии при правительстве РФ, командующего Северным флотом в 1999-2001 годах адмирала Вячеслава Попова сообщил, что после переооборудования АПЛ планируется установить на вечную стоянку в Мурманске. Должна быть проведена подготовка АПЛ к длительной стоянке на воде.

"Сроки определять рано, пока мы говорим только о сроках конвертации, то есть сроках подготовки к спуску на воду. Средства на конвертацию были выделены прошлой осенью». — рассказал Попов В. Как отметил Попов В., процесс конвертации (конвертовки) АПЛ займет около года. За это время на СРЗ "Нерпа" филиале ОАО "ЦС "Звёздочка" (Снежногорск, Мурманская область) АПЛ подготовят к спуску на воду с твердого основания и отбуксируют в Мурманск. После начнется поиск проектанта, который займется музеефикацией АПЛ.

«Музей "К-3" будет гармонично смотреться в Мурманске, рядом с музеем-ледоколом "Ленин", первым атомным ледоколом. Конечно. Санкт-Петербург тоже хочет разместить музей у себя, но с исторической точки зрения атомная морская тематика должна получить  развитие именно в Мурманске». — отметил Попов В. Адмирал добавил, что музей может стать филиалом музея Северного флота или Центрального Военно-морского музея.

 

По состоянию на 19 марта 2019 года, на лодке завершены основные  работы по конвертации: заварены все забортные отверстия. Лодка спущена на воду в акватории судоремонтного завода «Нерпа». По состоянию на 20 августа 2019 года ожидает решения по дофинансированию для переоборудования в музей.

 

 

Источник

 

Загрузка...

Популярное в

))}
Loading...
наверх