Древние русичи были грамотными и неплохо знали мировую литературу

26 июля 1951 года в Великом Новгороде была обнаружена берестяная грамота №1. Сегодня их найдено более тысячи, есть находки в Москве, Пскове, Твери, Беларуси и Украине. Благодаря этим находкам мы можем с уверенностью сказать, что подавляющее большинство городского населения Древней Руси, включая женщин, было грамотным.

Повсеместная грамотность подразумевает наличие литературы - ведь не только берестяные грамоты читали наши предки! Так что стояло на книжной полке древнего русича? Чтобы докопаться до истины, придется приподнимать исторические пласты.

Первый логичный шаг - провести инвентаризацию сохранившегося книжного наследия. Увы, сохранилось немного. От домонгольского периода до нас дошло менее 200 книг и рукописей. По мнению историков, это меньше 1% от всего, что было. Русские города горели в ходе междоусобных войн и набегов кочевников.

После монгольского нашествия некоторые города просто исчезли. Согласно летописям, даже в мирное время Москва каждые 6-7 лет выгорала дотла. Если же пожар уничтожал 2-3 улицы, о такой мелочи даже не упоминалось. И хотя книги ценили, берегли, рукописи все-таки горели. Что же дошло до наших дней?

Подавляющее большинство - это духовная литература. Богослужебные книги, евангелия, жизнеописания святых, духовные наставления. Но была и светская литература. Одной из древнейших дошедших до нас книг является «Изборник» 1073 года. По сути, это малая энциклопедия, основу которой составляют исторические хроники византийских авторов. Но среди более чем 380 текстов есть трактат о стилистике, статьи о грамматике, логике, статьи философского содержания, притчи и даже загадки.

В большом количестве переписывались летописи - русские люди отнюдь не были Иванами, не помнящими родства, они живо интересовались тем, «откуда есть пошла русская земля». К тому же отдельные исторические хроники по закрученности сюжета сродни современной детективной литературе.

История гибели князей Бориса и Глеба достойна экранизации: брат против братьев, обман, предательство, злодейские убийства - на страницах «Сказания о Борисе и Глебе» кипят воистину шекспировские страсти!

Убийство Глеба. Миниатюра Сказания о Борисе и Глебе из Сильвестровского сборника

Существовала и научная литература. В 1136 году Кирик Новгородец написал «Учение о числах» - математический и астрономический трактат, посвященный проблемам летоисчисления. До нас дошли четыре (!) списка (копии). Значит, копий этого сочинения было очень много.

«Моление Даниила Заточника» с элементами сатиры, направленное против духовенства и бояр, - это не что иное, как публицистика XIII века.

И, конечно же, «Слово о полку Игореве»! Даже если «Слово» было единственным творением автора (в чем можно сомневаться), у него наверняка были и предшественники, и последователи.

Теперь поднимем следующий пласт и приступим к анализу самих текстов. Вот тут начинается самое интересное.

Пласт 2-й: что скрыто в текстах

В X-XIII веках авторского права не существовало. Авторы, переписчики и составители изборников, молений и поучений повсеместно вставляли в тексты куски из других произведений, вовсе не считая необходимым давать ссылку на первоисточник. Это было повсеместной практикой.

Найти такой не отмеченный ничем фрагмент в тексте очень тяжело, для этого надо в совершенстве знать литературу того времени. А если первоисточник к тому же давно утрачен? И тем не менее такие находки есть. И они дают просто море информации о том, что читали в Древней Руси.

В рукописяхнаходятфрагменты «Иудейской войны» еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия (I век), греческих хроник Георгия Амартола (Византия, IX век), «Хронографии» Иоанна Малалы (Византия, VI век). Найдены цитаты из Гомера и ассирийско-вавилонской повести об Акире Премудром (VII век до нашей эры).

26 июля 1951 года в Великом Новгороде была обнаружена берестяная грамота №1. Сегодня их найдено более тысячи, есть находки в Москве, Пскове, Твери, Беларуси и Украине. Благодаря этим находкам мы можем с уверенностью сказать, что подавляющее большинство городского населения Древней Руси, включая женщин, было грамотным.

Повсеместная грамотность подразумевает наличие литературы - ведь не только берестяные грамоты читали наши предки! Так что стояло на книжной полке древнего русича? Чтобы докопаться до истины, придется приподнимать исторические пласты.

Берестяная грамота, в которой говорится о покупке рабыни дружинником

Конечно, нам интересно, насколько эти первоисточники были распространены среди читающего населения. Не был ли тот безвестный автор-монах единственным на Руси, кому попал в руки тот или иной драгоценный фолиант? В одном из поучений, критикующем пережитки язычества, объясняя сущность языческого божества, автор называет его аналогом Артемиды.

Он не только знает о греческой богине, более того, автор уверен, что читатель тоже осведомлен о том, кто это такая! Автору поучения и читателям греческая Артемида более знакома, чем славянская богиня охоты Девана! Значит, знание греческой мифологии было повсеместным.

Запрещенная литература

Да, была и такая! Заботясь о духовном здравии своей паствы, Церковь выпускала индексы, в которых перечисляла книги, относимые к «отреченным». Это были гадательные, чародейные, волшебные книги, сказания об оборотнях, толкователи примет, сонники, заговоры и богослужебная литература, признанная апокрифической. В индексах указаны не просто темы, а конкретные книги: «Остролог», «Рафли», «Аристотелевы врата», «Громник», «Коледник», «Волховник» и прочие.

Все эти «богомерзкие писания» не просто запрещались, а подлежали уничтожению. Несмотря на запреты, отреченные книги хранили, читали и переписывали. Православный русский народ никогда не отличался религиозным фанатизмом, христианство и языческие верования мирно сосуществовали на Руси в течение столетий.

Пласт 3-й: текстуальные совпадения

Заимствование сюжетов никогда не считалось среди авторов предосудительным. А. Толстой, например, не скрывал, что его Буратино - калька с Пиноккио Коллоди. У великого Шекспира практически нет ни одного «своего» сюжета. И на Западе, и на Востоке заимствование сюжетов использовалось вовсю. И на Руси тоже: в жизнеописаниях князей, житиях святых есть сюжетные линии из греческих хроник, западной литературы («Песни о Гильоме Оранжском», Франция, XII век) и даже древнеиндийской литературы.

В «Видениях старца Матфея» монах видит, как невидимый для других бес бросает в иноков лепестки. К кому они прилипают - тот сразу же начинает зевать и под благовидным предлогом стремится уйти со службы (не порвал связь с миром). К истинным же сподвижникам лепестки не пристают. Замените беса Небесной девой, печерских иноков буддийскими монахами - и вы получите махаянскую сутру II века до нашей эры, непонятно каким ветром занесенную на Русь.

И тут возникает следующий вопрос: как книги попадали на Древнюю Русь?

Копаем дальше

Установлено, что целый ряд рукописей X-XI веков является списками с болгарских оригиналов. Историки давно подозревают, что библиотека болгарских царей оказалась на Руси. Она могла быть вывезена как военный трофей князем Святославом, захватившем столицу Болгарии Велики-Преслав в 968 году.

Ее мог вывезти византийский император Иоанн I Цимисхий и впоследствии передать ее Владимиру в качестве приданого за царевну Анну, вышедшую замуж за киевского князя. (Именно так в XV веке вместе с Зоей Палеолог - будущей женой Ивана III - в Москву попала библиотека византийских императоров, ставшая основой «Либерии» Ивана Грозного.)

В X-XII веках Рюриковичи заключали династические браки с царствующими домами Германии, Франции, Скандинавии, Польши, Венгрии и Византии. Будущие супружницы ехали на Русь со своей свитой, духовниками, везли с собой и книжицы. Так, в 1043 году в Киев из Польши вместе с польской принцессой попал Кодекс Гертруды, а в 1048-м из Киева во Францию вместе с Анной Ярославной - Реймсское Евангелие.

Что-то привозили скандинавские дружинники из княжеского окружения, что-то купцы (торговый путь «из варяг в греки» был весьма оживленным). Естественно, книги были «на заморских» языках. Какова же была их судьба? Были ли на Руси люди, способные читать на иностранных языках? И много ли таких людей было?

Басурманская речь

Отец Владимира Мономаха владел пятью языками. Мать Мономаха была греческой царевной, бабушка - шведской принцессой. Наверняка мальчик, живший с ними до подросткового возраста, знал и греческий, и шведский. Владение как минимум тремя иностранными языками в княжеской среде было нормой. Но это княжеская фамилия, теперь спустимся по социальной лестнице вниз.

В Киево-Печерской лавре один одержимый бесом чернец заговорил на нескольких языках. Стоящие рядом монахи свободно определили «бесерменския языци»: латынь, древнееврейский, греческий, сирийский. Как видим, знание этих языков не было среди монастырской братии редкостью.

В Киеве существовала значительная иудейская диаспора, одни из трех ворот в Киеве (торговые) даже именовались «жидiвськi». Плюс наемники, купцы, соседствующий Хазарский каганат - все это создавало самые благоприятные условия для развития многоязычия.

Поэтому попавшая в Древнюю Русь с Запада или Востока книга или рукопись не пропадала - ее читали, переводили и переписывали. Практически в Древней Руси могла ходить (и наверняка так и было) вся мировая литература того времени. Как видим, Русь не была ни темной, ни забитой. И читали на Руси не только Библию и Евангелие.

В ожидании новых находок

Есть ли надежда, что когда-нибудь будут найдены неизвестные ныне книги X-XII веков? Гиды Киева до сих пор рассказывают туристам, что перед взятием города монголо-татарами в 1240 году киевские монахи спрятали библиотеку князя Ярослава Мудрого в подземельях Софийского монастыря.

До сих пор ищут легендарную библиотеку Ивана Грозного - последние поиски проводились в 1997 году. И хотя надежд на «находку века» мало... Ну а вдруг?

Клим ПОДКОВА

10 причин сказать арабам спасибо

 

КАМЕРА

С подачи древних греков люди считали, что видят окружающий мир благодаря волшебному свету, который невидимым потоком струится из наших очей. Революцию в этой теории устроил физик Ибн аль-Хайтам. Он первый догадался и доказал, что все наоборот: в глаза попадает свет и человек видит мир. События разворачивались на глазах у жителей Х века.

Потратив множество бессонных рассветов за наблюдением ставней, сквозь которые проникал свет, он с ученым видом отметил, что картинка улучшается пропорционально уменьшению щели между ставнями.

В итоге это привело к изобретению первой камеры.

Кофе

Кто бы мог подумать, что этот чудотворный нектар богов, который пробуждает вялое тело лучше тумаков мамы, пришел на кухни не из какой-нибудь Бразилии, а из Эфиопии.

Пастух Халид выгуливал своих овечек в Каффе. Иногда он замечал несвойственную барашкам игривость и энергичность. Заподозрив нечистую силу, он пригляделся к своим животным. И как же он был удивлен, когда выяснил, что на их поведение влияют не боги, а банальные ягоды, которые и внимания-то не стоят. Собрав их в жменю, он стал экспериментировать. И в конце концов у него получился кофе. Такая легенда.

Согласно летописи, первые кофейные зерна появились в Эфиопии. В 1645 году через Йемен и Турцию волшебные гранулы прибыли в Венецию, и тогда началось их славное завоевание Европы. Оно было таким стремительным, что через пять лет на улице Ломбард, что в столице Великобритании, открылась первая в Европе кофейня. Ее владельцем был турок.

На родине бодрящий напиток называют «qahwa». Международное «coffee» пришло через Англию.

Шахматы

Твои предки играли совсем в другие шахматы. Они баловались в более простое передвижение фигурок, которое навязали им древние индийцы.

Современные шахматы (с претензией на спорт) — то волшебство, коим хочет овладеть каждый, потому что это признак мощного мозга, стратегического титана, который, как настоящий мужик, может просчитать на несколько шагов вперед, — появились немного позже. И, согласно заметкам историков, пришли из Персии.

Об арабских корнях рассказывает даже само название. В переводе с персидского «шах» и «мат» означают «шах» (так неожиданно!) и «умер». Что в банальном переводе информирует игрока о смерти короля, царя или «главного» (зависит от национальности играющих).

Мыло и шампунь

 

Многие до сих пор спорят, где появились прабабушки и прадедушки современных мыла и шампуня. Одни называют Древний Египет, другие — Рим, третьи же бьют в грудь, что Ближний Восток. Правы все. У них моющие средства появились практически одновременно, но лишь мусульмане регулярно экспериментировали с продуктом. В конце концов они смешали растительные масла с гидроксилом натрия и ароматическими соединениями, и теперь каждый может благоухать после душа фиалками или даже стрелицией королевской.

В Европе шампунь сначала появился в Англии (вечно все им первым достается!), в 1759 году, когда в Брайтоне открылась баня.

Парашют

Да-да, ходячая ты энциклопедия, мы знаем, что парашют изобрели братья Райт (когда-нибудь мы напишем статью о не заслуженных американцами патентах), но они банально украли идею. Подфартило браткам лишь потому, что у них было больше средств и знаний (все-таки разница между идеей и созданием — почти тысяча лет).

В 852 году инженер Аббас ибн Фирнас летал во сне, потом мечтал об этом наяву, а вскоре практиковал. Не очень-то удачно, но каков смельчак!

Поэт (изобретатель иногда отдыхал за сочинением стишков) оснастил свой широкий плащ дощечками и сиганул в дивном одеянии с крыши местного храма. План совершенно провалился, а не погиб затейник только потому, что плащ уменьшил скорость падения. И это только воодушевило Фирнаса. Небо где-то рядом, подумал изобретатель — и пытался осуществить мечту до самой смерти. В 70 лет, усовершенствовав свой аппарат, он прыгнул с горы. Мечта исполнилась: он мотылял в воздухе около 10 минут. Но побочный эффект оказался роковым. Аббас совсем не продумал приземление, что и погубило его.

Коленчатый вал

Если проводить длинную-длинную цепочку взаимосвязи или, например, причинно-следственную, то в пробках можно обвинить инженера аль-Джазари. Именно он изобрел устройство, мамкой и папкой отвечающее за превращение ротационного движения в линейное.

Также из его книги (прочитав ее, разумеется) можно выяснить, что гений преобразил клапаны и вентили. Изобрел замок с кодом, механические часы. Не зря его называют отцом робототехники.

Хирургические инструменты

Детские, а часто и взрослые кошмары: скальпели, пилы (медицинские, конечно), щипцы, ножницы — плод необычной фантазии арабского медика аз-Захрави. И ты представляешь, многие из этих крайне полезных в медицине предметов не изменились со времен изобретения, а это более тысячи лет назад. Кстати, он же изобрел специальный инструмент для исследования мочеиспускательного канала (и вдруг появилось какое-то странное ощущение в этом самом родном месте).

Также мусульманским лекарям принадлежит авторство медицинских капсул, анестетиков и описание процесса кровообращения.

Ветряные мельницы

В условиях пустынь и непрерывного ветра жителям этих не самых удачных территорий ничего не оставалось, как изобрести что-то, что могло бы использовать это на полную катушку и приносить пользу хозяйству. Поэтому первые такие штуки появились в мусульманских странах, большую часть которых занимали пустыни, в 634 году. Европейцы догнали эту технологию через 500 лет.

Авторучка

Согласно легенде, авторучка появилась после того, как один капризный арабский султан потребовал пишущий предмет, который бы не вымазывал его прекрасные одеяния и золотые руки. И вскоре напуганные карой подданные преподнесли ему такую.

Историки считают, что первый прототип авторучки появился в 953 году (а не в первом классе, или когда ты там писать научился) у мусульман.

 

Ковры

Ты подозревал, почему персидские ковры стали именем нарицательным? Техника ткачества развивалась быстрее всего в арабских странах. Именно они стали интенсивно применять краски в производстве этого предмета.

Расскажи ковру на стене бабушки, кому он обязан своим существованием, и можешь даже посочувствовать немного. На родине он был бы в раю: средневековые мусульмане считали половик неотъемлемой частью этого вымышленного мира. А здесь ему приходится пылиться на стене хрущевки.

 

Спасибо

7 гигантских заводов, которые сейчас строятся в России

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх