На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Как Австралия готовилась к войне с Россией

В девятнадцатом века в Австралии строили форты и вооружали людей, чтобы защитить страну от российского вторжения. Сегодня трудно поверить, что такое вообще могло произойти.

 

5cc6e7ac85600a5cfc4bdc4c.jpg

 

Впервые австралийские берега увидели российский корабль 16 июня 1807 года, когда шлюп «Нева» вошел в залив Порт-Джексон близ Сиднея, столицы штата Новый Южный Уэльс. С тех пор российские корабли регулярно заходили в австралийские порты для пополнения запасов продовольствия и питьевой воды.

 

5cc6e9d185600a5c7a040b0b.jpg

 

Российский мореплаватель Михаил Лазарев был первым, кто принес в Австралию весть об унизительном положении, в котором оказался Наполеон после поражения в войне 1812 года. Однако, из-за преувеличенных и вымышленных историй, распространенных австралийскими журналистами, на протяжении почти целого столетия континент жил в постоянном страхе перед возможным российским вторжением.

Зарождение паранойи

Первая четверть XIX века была периодом, когда между Россией и ее американскими колониями существовали тесные связи. Российские торговые суда и военные корабли часто вставали на якорь у берегов Австралии, чтобы закупить продовольствие и дать отдых экипажу. Австралия в то время еще являлась британской колонией. Великобритания и Российская империя формально никогда не были союзниками в войне против Наполеона, однако, когда русские оккупировали Париж в 1814 году, давние британские опасения по поводу боевой мощи военно-морского флота Российской империи резко усилились. Между  тем российские корабли становились привычными гостями в австралийских портах, и колониальные власти сообщили о своих опасениях в Лондон.

 

5cc6e9d185600a5c7a040b0c.jpg

 

В 1841 году правительство Нового Южного Уэльса построило форт в Пинчгуте. За ним последовали укрепленные объекты в Квинсклиффе, Портси, на островах Мад, в мельбурнской бухте Порт-Филипп, а также в Хобарте.  Во время визита доброй воли флагмана российской Тихоокеанской эскадры «Богатырь» в Сидней и Мельбурн около 8 тысяч австралийцев получили разрешение подняться на борт, чтобы развеять опасения и убедить народ в том, что визиты русских кораблей носят исключительно мирный характер.

 

Командующий Тихоокеанским флотом России контр-адмирал Андрей Попов посетил с официальным визитом губернаторов Нового Южного Уэльса и Виктории, а затем они, в свою очередь, также побывали на российском корабле.

 

Между тем, австралийские газеты писали, что приближение «Богатыря» к Мельбурну произошло практически незаметным, тем самым повышая в обществе тревогу по поводу незащищенности австралийских берегов. Антироссийские настроения продолжали нагнетаться. В 1864 году британская «The London Times» заявила, что колонии находятся на пороге российского вторжения, а австралийские газеты начали активно распространять и преувеличивать эту заведомую ложь.

 

5cc6e9d285600a5c7a040b0e.jpg

 

Когда в мае 1870 года российский корвет «Боярин» появился в устье реки Дервент, в стране распространились слухи о том, что он является авангардом вторжения. Российские морские офицеры делали все возможное, чтобы развеять этот вздор. Газета «The Mercury», выходившая в Хобарте, сообщала 30 мая 1870 года: «Российский императорский корвет «Боярин» был открыт вчера днем для посещения широкой публики, из которой около 2 тысяч человек воспользовались столь редкой возможностью осмотреть устройство и снаряжение иностранного военного корабля. Посетителям был предоставлен свободный доступ по всем отсекам судна, от капитанской каюты до якоря, а у пушек были размещены канониры, которые разъясняли секреты их конструкции непосвященным посетителям… Нам доставляет большое удовольствие заявить, что офицеры и матросы «Боярина» остались весьма довольны оказанным им приемом…». The Mercury также отмечала, что офицеры были исключительно галантны, и говорили на трех языках, включая английский и французский.

 

5cc6e9d485600a5c7a040b13.jpg

 

Австралийские  газеты со статьями о визитах российских кораблей

 

Почему «Боярин» зашел в порт Хобарт? Дело в том, что второй помощник капитана Григорий Белавин тяжело заболел и нуждался в срочной медицинской помощи. Белавин впоследствии скончался уже на суше. Он был похоронен в Хобарте за счет экипажа корабля, а затем «Боярин ушел», причем в момент отплытия австралийский оркестр играл государственный гимн России, а российские музыканты на борту в ответ сыграли «Боже, храни королеву». Таким образом, люди вполне ладили между собой, но журналисты продолжали свое грязное дело.

Больное воображение

5cc6e9d285600a5c7a040b0f.jpg

 

Однако, следует признать, что австралийская оборона в те годы действительно была слабой. Однажды, когда в 1862 году российский корабль «Светлана» вошел в мельбурнскую бухту Порт-Филипп и произвел полный церемониальный пушечный салют – форт не ответил. Дело в том, что у них просто не было пороха.

 

Великобритания увидела в победе русской коалиции в русско-турецкой войне 1877-1878 годов угрозу дальнейшего наступления на Индию, и поэтому австралийским колониям было настоятельно рекомендовано пересмотреть свой военный потенциал. К 1879 году Австралия построила свои первые два военных корабля.

 

Когда в 1882 году возле Мельбурна были замечены три русских корабля под командованием адмирала Асланбегова, местные газеты немедленно сообщили, что он прибыл, чтобы атаковать австралийский торговый флот.

 

5cc6e9d185600a5c7a040b0d.jpg

 

Возмущенный адмирал даже угрожал подать в суд на местную газету The Age. Джон Вудхаус, британский государственный секретарь по делам колоний, вынужден был телеграфировать австралийскому правительству, чтобы заверить власти страны в том, что отношения между Россией и Британией абсолютно мирные. Тем не менее, в 1885 году был построен новый форт Скретчли в Ньюкасле, штат Новый Южный Уэльс.

 

В 1888 году великий князь Александр Михайлович, член российской императорской фамилии, прибыл в Австралию. Неизвестно доподлинно, было ли это намеренно или случайно, что его визит совпал с празднованием 100-летия колонии. Говорили, что бронепалубный корвет «Рында», на котором плыл великий князь, бросил якорь лишь для того, чтобы пополнить запасы угля. Сначала корабль зашел в Ньюкасл, а затем в Сидней. Но визит не был формальным – великий князь был приглашен в качестве частного гостя лорда Каррингтона, губернатора Нового Южного Уэльса. Тем не менее, средства массовой информации вновь сделали его центром всех событий.

 

5cc6e9d385600a5c7a040b10.jpg

 

Русские и австралийцы делали все возможное, чтобы произвести приятное впечатление друг на друга, и все остались довольны. Корвет «Рында» пробыл в водах Австралии почти три месяца. Но после его ухода журналисты вновь стали призывать к ограничению доступа иностранных военных судов в порт Мельбурна.

«Желательно отправить крейсер»

5cc6e9d485600a5c7a040b12.jpg

 

В 1890 году Россия решила, что отношения с Австралией для нее достаточно важны, чтобы назначить туда постоянного представителя, и в 1893 году Алексей Путята был отправлен в Мельбурн. Ранее Путята служил российским дипломатом на Балканах. Один болгарский дворянин рассказывал, что Путята обладает «редкой способностью – он умеет очаровывать людей тонкостью своих манер и вежливостью». Итак, Путята сделал все возможное, чтобы развеять антироссийские настроения в Австралии. Он дал длинное интервью газете The Age, которая была главным распространителем милитаристских слухов, направленных против России.

 

Наконец, когда в 1901  году должен был открыться австралийский парламент, Великобритания объявила, что герцог и герцогиня Йоркские, которые позже стали Георгом V  и королевой Марией, посетят Мельбурн.

 

Российский император Николай II счел необходимым из соображений дипломатического этикета направить корабль в Австралию. «Желательно отправить крейсер», – написал Николай своему министру иностранных дел.

 

5cc6eda115e9f9215b51ef22.jpg

 

Приказ был выполнен, и большой океанский броненосный крейсер под названием «Громобой» отправился к берегам Австралии. 9 мая 1901 года российский консул Николай Пассек был почетным гостем на церемонии открытия австралийского парламента. Герцог Йоркский посетил «Громобой» и ознакомился с его устройством. Будущий король даже испросил у своего двоюродного брата Николая II разрешение, чтобы крейсер сопровождал его в Сидней. Разумеется, разрешение было получено.

 

Таким образом, в конце XIX века Россия и Австралия, наконец, пришли к сближению и установили дружеские взаимоотношения на самом высоком уровне. Во время Первой мировой войны Австралия, как британская колония, была союзницей России. К сожалению, это был последний период дружбы между двумя странами перед шпионской войной, начавшейся в двадцатом веке, но это уже другая история.

 

Источник

Перевод 

 

Картина дня

наверх