Бывшему солдату румынской армии не дают покоя воспоминания о Рождестве 1989 года, когда он и двое других солдат расстреляли Николае Чаушеску и его жену Елену.
"Для христианина ужасно отнять у человека жизнь - да еще в Рождество, священный праздник", - говорит Дорин-Марьян Чирлан, один из участников расстрельной команды, расправившейся с четой Чаушеску.
Чирлан служил в элитном 64-м десантном полку Ботени, когда Румынию охватила революция 1989 года. В отличие от переворотов в Польше, ГДР, Венгрии и Чехословакии, в Румынии пролилась кровь, и часть этой крови забрызгала сапоги Чирлана.

Чирлан, которому тогда было 27 лет, находился в штабе своего полка в Ботени, в 50 км от столицы, и два вертолета прибыли за восемью добровольцами. Одним из них стал Чирлан. Что именно им придется делать, не объяснялось.
После приземления генерал Виктор Станкулеску подозвал к себе десантников и спросил: "Кто готов стрелять, поднимите руки!" Все восемь человек подняли руки. Тогда он прокричал: "Ты, ты, и ты!" - указав на Чирлана и двух других солдат.


"Поставьте их к стенке, - приказал солдатам генерал Станкулеску. - Сначала его, а потом ее". Но Чаушеску не знали, что происходит, пока их не провели мимо вертолетов в другое здание.
"Он взглянул мне в глаза и понял, что он умрет сейчас, а не когда-то в будущем, и заплакал, - говорит Чирлан. - Для меня был очень важен этот момент. Мне до сих пор снится в кошмарах эта сцена".
После казни (по словам Чирлана, "это был не процесс, а политическое убийство в разгар революции"), Чирлан распрощался со своей военной карьерой и стал юристом.
"Теперь я пытаюсь жить в соответствии с Библией. Но я не чувствую себя счастливым на Рождество. По всему миру христиане празднуют. Но не я. Не я", - говорит он.


Не прошло и нескольких часов после бегства Чаушеску и водворения Илиеску, как в городах Румынии объявились некие "террористы". Уже вечером 22 декабря по телевидению было объявлено о том, что сохраняется угроза возвращения к власти Чаушеску, и у него даже есть поддержка в лице "фанатичных террористов".
Первые бои в ночь с 22 на 23 декабря развернулись перед бывшим королевским дворцом, в здании которого в настоящее время размещается Национальный музей искусства, рядом с дворцом - Центральная университетская библиотека.
Неизвестно, кто именно и почему открыл огонь, однако военные немедленно отреагировали на провокацию и начали стрельбу по зданию королевского дворца.


После того, как начался бой в районе дворца, нападениям подверглись другие районы Бухареста и другие города страны. Командующий военно-воздушными силами генерал Иосиф Рус (тот, что отправил на помощь Чаушеску два вертолета) всерьез обеспокоился безопасностью международного аэропорта в Отопенах и послал туда учащихся из школы сержантов в Кэмпине.
Увы, но в Отопенах произошла большая трагедия: охрана приняла подкрепление за террористов. Было темное раннее утро 23 декабря, когда к аэропорту прибыло три грузовика с учащимися из школы сержантов.
По неизвестной причине, гарнизону аэропорта никто не сообщил, что в Отопены направлено подкрепление. Когда грузовики остановились, капитан Ионел Зорилэ сделал несколько предупредительных выстрелов в воздух. Вслед за этим охранники аэропорта открыли огонь на поражение по грузовикам с учащимися, в ожесточенной перестрелке погибло около 50 военнослужащих, еще 13 было ранено.


Городская герилья велась и в других городах Румынии, в особенности в Брашове и Сибиу. Известно, что в Сибиу секуритате и военные после бегства Чаушеску 22 декабря вступили в открытое противостояние, которое завершилось уничтожением отделения милиции, где располагалась квартира сотрудников секуритате. При этом в Сибиу военные превосходно знали, по кому ведут огонь: не по "террористам", а именно по секуристам.

С 22 до 28 декабря в центре Бухареста было задержано несколько сотен подозреваемых в терроризме, по всей стране - около тысячи. Среди подозреваемых были служащие спецподразделения USLA, военнослужащие, сотрудники секуритате, люди с нездоровой психикой и случайные гражданские лица.
Задержанные подвергались избиениям, пыткам, шантажу, словесным оскорблениям. Подозреваемые были переданы военным и секуритате. В начале 90-х годов ни один из подозреваемых в терроризме не был осужден.
В настоящее время обвинения сняты со всех подозреваемых из-за отсутствия доказательств того, что задержанные занимались террором. В отличие от подозреваемых в терроризме, военные, которые открывали "дружественный огонь" по предполагаемым террористам, получили реальные сроки.






















































Свежие комментарии