На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я так вижу

67 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Сапронов
    Здравствуйте! О Иване Никифоровиче Шутове написано очень хорошо! А можно ли как то связаться с Кочетковой Екатериной,...Матрос с "Варяга"...
  • Александр Харченко
    Я тоже служил в КДВО, Амурская область, ст. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА В/Ч 22269 наводчик орудия 1 класса, 1980-82г.Реальный дембельс...
  • Фуат Фаритович Шаяхметов
    Ежов расстрелял посла СССР в Саудовскую Аравию в угоду интересам Великобритании, который сумел подружиться с королем ...Николай Ежов: Тай...

Стендаль в наполеоновской армии: описание Москвы до пожара 1812

Стендаль (Stendhal, литературный псевдоним Анри Мари Бейля, 1783–1842) 23 июля 1812 г. в составе наполеоновской армии отбыл в поход на Россию, где провел около полугода. Русская военная кампания стала своего рода водоразделом в жизни Стендаля и оказала существенное влияние на его творческую и мировоззренческую эволюцию, позволила накопить впечатления на все последующие годы. Наблюдения, сделанные им во время пребывания в России, глубокие личные переживания «московских дней», разрушили прежние иллюзии, касающиеся в первую очередь идеи «освободительной миссии» Наполеона, дали бесценный военный опыт. Бейль мечтал о славе писателя и жаждал узнать жизнь, как и Сервантес, который стал художником слова лишь после того, как сражался и повидал свет. По собственному признанию Стендаля, в России он «увидел и почувствовал столько, сколько писателю сидячего образа жизни не узнать и не описать тысячу лет». 

Стендаль, написавший много мемуарных книг, среди которых «Рим, Неаполь и Флоренция» (1817), тем не менее, не оставил никаких специальных работ, посвященных нашей стране. Только из отдельных строк, коротких упоминаний, разбросанных в письмах, дневниковых записях, исторических сочинениях французского писателя, можно реконструировать его отношение к России. 

В отличие от многих других французов, писавших о Российской империи негативно, Стендаль в целом дает положительные отзывы о том, что увидел своими глазами на российской земле. Занимая довольно высокую должность при генеральном интенданте наполеоновской армии, он по служебным делам ездил в Оршу, Смоленск, Гжатск, Борисов, на Вязьму, был свидетелем Бородинского сражения и битвы под Березиной, пожара в Москве, разгрома и отступления наполеоновской армии. С поразительной тонкостью и мастерством он описывает старые русские города, отмечает героический характер русского народа, вставшего на защиту Родины. С сожалением писатель констатирует, что грабительский поход наполеоновской армии принес России «страшное варварство», вспоминает о московском пожаре, во время которого сгорели пре-красные особняки. Стендаль называет Москву «храмом наслаждений», отождествляет ее со всем тем лучшим, что он увидел в любимой им Италии. 







Вид Спасских ворот и окрестностей их от Ивановской площади в Кремле на Архиерейский дом,
Спасскую башню и церковь Николая Гостунского. Жерар Делабарт (Gerard de la Barthe). 1795 г.



"Этот город до сего времени не был знаком Европе. Между тем в нем было от шестисот до восьмисот дворцов, красота которых превосходит все, что знает Париж. 

Все было рассчитано на жизнь в величайшей неге. Блистательная и элегантная отделка домов, свежие краски, самая лучшая английская мебель, украшающая комнаты, изящные зеркала, прелестные кровати, диваны разнообразнейших форм. Нет комнат, в которых нельзя было бы расположиться четырьмя или пятью разнообразными способами, из которых каждый давал обитателю полное удобство и очаровательнейший уют, соединенные здесь с совершенным изяществом.
Только моя счастливая и благословенная Италия давала мне такие впечатления своими старинными дворцами"


 
20 ноября 1812 года, Смоленск
Стендаль - Графине Бёньо
Черновик письма, отрывок - о Москве до пожара 1812 года





На гравюрах Жерара Делабарта Москва, какой ее мог видеть Стендаль




Вид Моховой и дома Пашкова в Москве. Гравюра Ф. Лорие по рисунку Ж. Делабарта. 1798 г.




Вид на Москву с балкона Кремлёвского дворца в сторону Москворецкого моста.
Гравюра Ф. Лорие (или М. Г. Эйхлера) по рисунку Ж. Делабарта. 1797 г.




Вид на Москву с балкона Кремлёвского дворца в сторону Москворецкого моста. Фрагмент.
Вид Замоскворечья из Кремля. Гравюра Ф. Лорие (или М. Г. Эйхлера) по рисунку Ж. Делабарта. 1797 г.




Вид на Москву с балкона Кремлёвского дворца в сторону Москворецкого моста. Фрагмент.
Гравюра Ф. Лорие (или М. Г. Эйхлера) по рисунку Ж. Делабарта. 1797 г.




Вид Москвы с балкона Императорского дворца, снятый по правую сторону.
Гравюра Ф. Лорие (или М. Г. Эйхлера) по рисунку Ж. Делабарта. 1797 г.




Вид Москвы с балкона Императорского дворца, снятый по правую сторону. Фрагмент.
Вид в сторону Каменного моста. Гравюра Ф. Лорие (или М. Г. Эйхлера) по рисунку Ж. Делабарта.
1797 г. Стаффаж иной.




Вид Красной площади. Гравюра Ф. Лорие (или Гуттенберга, а позднее Д. Лафонда) по рисунку Ж. Делабарта. 1795




Вид Ледяных гор в Москве во время сырной недели (Вид ледяных гор на Неглинной во время Масленицы).
Гравюра Ф. Лорие (или Г. Х. Оберкоглера) по рисунку Ж. Делабарта. 1794 г.




Вид Каменного моста и его окрестностей в Москве с деревянного мостика, что у наугольной
(Водовзводной) башни. Гравюра Ф. Лорие (или М. Г. Эйхлера) по рисунку Ж. Делабарта. 1796 г.
Деревянный мостик - мост через р. Неглинку.




Вид на Кремль с Каменного моста. Гравюра Ф. Лорие (или М. Г. Эйхлера) по рисунку Ж. Делабарта. 1796 г.




Вид Кремлёвского строения и его окрестностей (Вид Кремля с Москворецкой набережной).
Гравюра Ф. Лорие и Д. Лафонда по рисунку Ж. Делабарта. 1795 г.




Вид Серебрянических бань и их окрестностей в Москве. Гравюра Ф. Лорие (или М. Г. Эйхлера)
по рисунку Ж. Делабарта. 1799 г.




Серебрянические бани в Москве. Ж. Делабарт. 1790-е гг.
 

Стендаля отправили на поиски продовольствия для отступающей армии: «Наш патрон обязательно хочет отправить меня в Смоленск, чтобы создать в этой губернии, в Могилевской и Витебской резервные запасы». Пищи не хватает, и в числе главных радостей октября 1812 года Бейль упоминает несколько найденных картофелин. Он с наслаждением съел их, довольствуясь заплесневелым хлебом. На отступающие французские части нападали донские казаки.  Впоследствии Стендаль жалел о том, что застал Москву не в лучшем виде: «Одна лишь вещь огорчила меня: в день нашего возвращения в Москву я увидел, что этот очаровательный город, один из прекраснейших храмов наслаждения, превратился в черные зловонные развалины, среди которых бродили несколько несчастных собак и несколько женщин в поисках пищи». 

 

Пожар Москвы

А. Ф. Смирнов. «Пожар Москвы». 1810-е гг.

 
 

 

Картина дня

наверх