Я так вижу

68 290 подписчиков

Популярные статьи

Свежие комментарии

  • Сергей Шевцов
    Ринат, надо понимать, что лысый кукурузник был агентом влияния в стране: все его деяния были направлены на уничтожени...Школа диверсантов...
  • Валерий
    Прекрасно! И никакого макияжа, ботокса, подтяжек. Фотошопа тоже нет?Причуды Природы
  • дмитрий
    Да ещё гречи не было. Куда гречу девали.Расскажу-ка я луч...

Танковое позорище Германии в 1938 году

Танковое позорище Германии в 1938 году

© German Federal Archives

В том, что победы вермахта первых лет Второй мировой в очень значительной степени были обеспечены успехами танковых и моторизованных войск, усомниться невозможно. Между тем далеко не сразу немецкие танкисты и мотопехота стали грозной силой, пришлось им пережить период становления, пережить свои «детские болезни», прежде чем стать настоящими профессионалами.

В том, что победы вермахта первых лет Второй мировой в очень значительной степени были обеспечены успехами танковых и моторизованных войск, усомниться невозможно.

Между тем далеко не сразу немецкие танкисты и мотопехота стали грозной силой, пришлось им пережить период становления, пережить свои «детские болезни», прежде чем стать настоящими профессионалами.

Презабавное описание того, как жалко выглядели немецкие танковые и моторизованные войска в марте 1938 году в ходе так называемого «аншлюса» Австрии (включения этой страны в состав Германии), оставил в мемуарах Уинстон Черчилль:

«Австрийский ефрейтор (Гитлер - авт.) давно уже мечтал о триумфальном въезде в Вену. Партийная организация национал-социалистской партии в Вене наметила на субботу 12 марта проведение факельного шествия для встречи победоносных героев.

Однако встречать было некого, никто не появился. Пришлось поэтому пронести на руках по улицам города трех растерявшихся баварцев из состава немецких тыловых частей, прибывших поездом в Вену для того, чтобы обеспечить войска вторжения квартирами. Причина задержки немецких войск выяснилась позднее. Немецкая моторизованная армада нерешительно прогромыхала через границу и остановилась вблизи города Линца. Несмотря на отличную погоду и хорошие дороги, большинство танков оказалось не в состоянии продолжать движение. В моторизованных подразделениях тяжелой артиллерии имели место аварии. Дорогу от Линца до Вены загромоздили застрявшие тяжелые автомашины. Ответственным за то, что перед всем миром была продемонстрирована неподготовленность немецкой армии, считали любимца Гитлера генерала фон Рейхенау, командующего 4-й армейской группой.

Танковое позорище Германии в 1938 году

Гитлер, проезжавший на автомашине через Линц, видел замешательство в движении своих войск, что вызвало его бешеный гнев. Легкие танки кое-как пробились сквозь пробки, образовавшиеся на дорогах, и по одному прибыли в воскресенье утром в Вену. Тяжелые танки и моторизованную артиллерию погрузили на железнодорожные платформы и таким путем своевременно доставили в Вену для участия в церемонии. Картина въезда Гитлера в Вену, где он был встречен толпами людей, и ликующими, и охваченными страхом, известна всем. Однако этот момент иллюзии славы имел свою теневую сторону. В действительности фюрер кипел от злости из-за того, что обнаружились недостатки его военного механизма. Он обрушился на своих генералов с руганью, однако те заявили, что не виноваты. Они напомнили фюреру, что он и слушать не хотел предостережения … о риске для Германии идти на более крупный конфликт».

Насколько это описание британского политика соответствовало действительности? Не выдавал ли он желаемое за действительное? Неужели речь идет о тех самых танковых и моторизованных дивизиях, которые, начиная с 1939 года, сокрушали одного за другим противников в «блицкриге» - молниеносной войне?

30% машин вышли из строя, но Гитлер не сердился

Гейнц Гудериан, самый прославленный из немецких полководцев-танкистов, процитировал приведенное выше описание Черчиллем происходившего в Австрии и попытался его опровергнуть. Гудериан писал: «Я сам встречал Гитлера при его въезде в Линц. Он нисколько не выглядел рассерженным. Наоборот, это был, пожалуй, первый случай, когда я видел его радостно взволнованным. Во время речи, произнесенной Гитлером в Линце с балкона ратуши перед восторженными массами людей, я стоял рядом и имел полную возможность наблюдать за ним. Слезы действительно текли по его лицу, причем было очевидно, что это делалось не для театрального эффекта».

Понятно, что Гитлер в тот момент был в восторге – крайне рискованная затея с присоединением Австрии обернулась политическим триумфом. Англия и Франция ничего не предприняли по такому случаю, большинство населения Австрии с восторгом приняло «аншлюс». Состояния танковых войск можно было и не заметить, не до того фюреру было.

При этом Гудериан пишет: «Наиболее важным недостатком, выявившимся в процессе марша, оказалась неудовлетворительная постановка ремонта техники, особенно танков. Этот изъян отмечался еще во время осенних маневров 1937 г., однако предложенные в марте 1938 г. меры по его устранению не были приняты во внимание… Бронетанковые войска еще не были готовы выполнять свои задачи в полном объеме. В начале марта они только проходили боевую подготовку в масштабе роты… Имели место серьезные затруднения в обеспечении горючим, но они были быстро преодолены».

Ужасные австрийские дороги

Особенно любопытно следующее утверждение: «В целом поход на Вену прошел без особых осложнений. Выход из строя автотранспорта был незначительным, выход танков — несколько большим. Точных цифр я уже не помню, во всяком случае, всего вышло из строя не свыше 30% машин».

Не свыше 30 % вышли из строя – это при смешных европейских расстояниях на замечательных европейских дорогах? При этом ведь еще Гудериан умудрился на дорожно-погодные условия совершенно серьезно пожаловаться: «Погода была плохая, после обеда пошел дождь, а ночью поднялась сильная метель. Единственная дорога, по которой войска двигались от Линца на Вену, на многих участках была разобрана, так как в это время проводились ремонтные работы, а остальные участки также находились в чрезвычайно неудовлетворительном состоянии».

На ошибках учатся

Дождь после обеда – ужасная помеха для танков, слов нет. Ох, что бы с немецкими танковыми дивизиями образца марта 1938 года на пути от Смоленска к Вязьме было, если им дорога от Линца на Вену находящейся в неудовлетворительном состоянии казалась?

Увы, извлекли немецкие генералы уроки из случившегося с танковыми и моторизованными дивизиями в марте 1938 года, принялись делать их действительно боеспособными. И в сентябре 1939, мае 1940 и июне 1941 годов немецкие танкисты и мотопехота смогли сделать то, что вошло в историю как «блицкриг» - молниеносная война. Продолжалась она до тех пор, пока надлежащих выводов из неудач своих войск не сделали генералы Красной Армии, в боях научившиеся хоронить молниеносную войну в подмосковных снегах…

Источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх